Профессия коновод исчезает?
Профессия коновод исчезает?
Хорошие профессиональные коноводы жизненно необходимы для индустрии конного спорта. Однако официальные цифры показывают, что их очень не хватает: в настоящее время в базе данных FEI зарегистрировано 247 444 специалиста, из них 5209 коноводы и 168 790 – спортсмены.
«Похоже, коноводы – исчезающая профессия. Что-то должно произойти, чтобы люди снова захотели идти в профессию, поняв, что в ней есть карьерный рост, а не только тяжёлый труд, который мало ценится, – рассуждает Ли Маккивер, проработавший с Маклейном Вордом более тридцати лет. – Мы должны предоставлять коноводам лучшие условия, чтобы люди хотели заниматься этим и оставались в профессии».
Но как нам сделать профессию коновода престижной? Как нам удержать коноводов в спорте подольше? Как сделать так, чтобы они могли наслаждаться тем, чем они занимаются всю жизнь, а не нескольких лет? Как нам сохранить их бесценные знания и сделать так, чтобы эти знания специалисты передавали следующим поколениям? И кто должен нести ответственность, когда речь идёт об условиях труда коноводов? На эти вопросы отвечают Людгер Бербаум, Скотт Браш, Ли Маккивер, Андреа Хоенак, Кен Рейсен и Дэвид Хоннет.
Роль коновода
«Прежде всего, я думаю, мы должны определить, чего мы ждём от коноводов и что на самом деле подразумевает их работа, – начинает Людгер Бербаум. – Я считаю, быть коноводом – работа непростая. Это не только выезжать на соревнования, ведь это лишь одна из многих обязанностей, по моему мнению. Кто-то должен оставаться на конюшне, следить за повседневной работой лошадей, за их питанием, физической формой и здоровьем – вот несколько примеров. Это только некоторые сферы ответственности, и нельзя взвалить всё на одного человека, это слишком много. Если коноводы, помимо всех домашних обязанностей, должны ещё и ездить на соревнования, то, на мой взгляд, это слишком тяжело для одного человека. Раньше многие коноводы многое делали сами, практически не имея выходных. Я думаю, что это одна из причин, почему эта работа не воспринимается как работа на всю жизнь. Когда ты молод, это может быть захватывающе, ты наслаждаешься приключениями во время путешествий, но ты всё равно должен обеспечивать все нужды лошадей большую часть дня».
«Коноводы играют ключевую роль в нашем деле, – отмечает Скотт Браш. – Они, как правило, знают лошадей лучше, чем кто-либо другой, потому что проводят с ними больше времени. Всадники очень хорошо знают своих лошадей, но всё равно никто не знает их лучше, чем коновод. Когда речь заходит о благополучии лошадей, роль коновода переоценить трудно. Они играют огромную роль и в жизни всадников: они едут с тобой на турнир и организуют всё, чтобы пара могла выйти на арену и показать себя с лучшей стороны. Коновод придаёт уверенности всаднику, если всадник знает, что лошади в порядке и получают лучший уход. Спортсмены, определённо, не смогли бы делать своё дело без них. Коноводы бесценные для конного мира».
«Ухаживать за лошадьми – это страсть, – продолжает Браш. – Я не думаю, что кто-то приходит в конный спорт ради денег, я верю, что каждый приходит, в первую очередь, из-за любви к лошадям. В своей жизни я встречал конюшни, где с коноводами плохо обращались. Я уверен, что сейчас ситуация улучшилась, но всё ли идеально? Нет, я не думаю. Всё ещё нужны большие перемены. Тем не менее мне кажется, большинство всадников ценит свой персонал, по крайней мере, мне хотелось бы так думать».
Быстрее, выше, сильнее
«Индустрия конного спорта динамично развивается, турнирный календарь очень плотный, предполагает длительные переезды; сезон насыщенный, много крупных турниров, на которые хочется попасть, – рассказывает Дэвид Хоннет, который работает со Скоттом Брашем последние семь лет. – Мне даже кажется, что рост слишком быстрый; всё больше всадников соревнуются на международном уровне, деньги текут рекой, но найти хороший персонал – целая проблема. Мне всегда везло, в своей работе я чувствовал, что меня уважают и доверяют мне. Однако я знаю, что не всем так повезло, как мне».
«На одном и том же турнире жизнь коноводов может сильно отличаться в зависимости от того, на кого они работают, – продолжает Хоннет. – Некоторые коноводы сами везут лошадей на турнир, иногда и днём, и ночью, в то время как у других есть водитель; некоторым приходится вставать очень рано, чтобы погонять лошадей на корде или вывести верхом; некоторые очень нервничают из-за соревнований или своего всадника; одни организуют свою работу так, как они хотят, другим расписывают поминутно, что именно они должны делать. Когда соревнования заканчиваются, у одних немного задач, касающихся лошадей, в то время как другие продолжают работать часами».
«Работать становится всё труднее и труднее, и в основном это связано с условиями труда: часами работы и атмосферой на рабочем месте, – отмечает Ли Маккивер. – Турниров становится всё больше и больше, времени побыть дома и отдохнуть у коноводов всё меньше. Выгорают все. Требования всё больше, темп всё быстрее, времени, чтобы получать удовольствие от работы, не остаётся вовсе. Бесконечная гонка, ты всё время занят, занят, занят. Хочешь каждую неделю участвовать в пятизвёздочных турнирах, пожалуйста».
Куда деваются хорошие люди?
«Человеческий ресурс в настоящее время является проблемой во многих отраслях, – говорит Бербаум о поиске хорошего персонала. – Люди больше не преданы делу как раньше, в конном спорте мы сталкиваемся и с этим в том числе. Передавать знания и навыки в том, что касается лошадей, новым поколениям, это то, о чём мы должны не только помнить, но и активно этому способствовать».
«Работа, которую мы предлагаем должна быть не только хорошо оплачиваемой, но и интересной и достаточно комфортной, чтобы люди хотели посвятить ей жизнь, – продолжает Бербаум. – Это легче сказать, чем сделать, но я думаю, что это наша обязанность: мы несём ответственность перед лошадью в первую очередь. Раньше люди были готовы потратить много денег на лошадей, а затем торговаться с конюхами или с ковалем... В этом нет никакого смысла. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что знания и преданность делу людей, которые готовы выполнять работу как можно лучше, стоят денег, в этом нет никаких сомнений. Если у нас не будет коноводов, спорт умрёт; если у нас не будет всадников, спорт умрёт; если у нас не будет заводчиков, спорт умрёт... Дело не только в коноводах. Я думаю, что вся индустрия должна двигаться вперёд, чтобы оставаться на плаву».
Здоровая рабочая атмосфера
«Хорошие отношения между коноводом и спортсменом крайне важны: ты должен доверять своей команде, именно эти люди ответственны за лучших твоих лошадей, – говорит Браш. – Хорошо ладить и иметь одни и те же цели и задачи – абсолютно необходимо. Конечно, вы не всегда будете соглашаться с мнением друг друга – в споре рождается истина. Здесь главное – это взаимное уважение. В конце концов, мы проводим больше времени с нашими коноводами и лошадьми, чем с нашими семьями».
«Я думаю, что уважение жизненно важно для создания здоровой рабочей атмосферы, – продолжает Браш. – Работодатель должен понимать, что у сотрудника мог быть плохой день или он устал, так как пришлось работать много часов подряд. Или, возможно, сотрудники перегружены слишком большим количеством обязанностей? Хороший работодатель всегда должен начать с себя, подумать: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?». Иногда бывает и так, что всей команде трудно найти общий язык с кем-то из её членов. Эти решения вы, как работодатель, также должны принимать; атмосфера в коллективе должна быть комфортной для всех. Это обязанность работодателя в любой отрасли».
«Самое важное – это отношения между коноводом и всадником, – соглашается Хоннет. – Коноводы тоже наверняка не все милые и пушистые, потому что, чтобы выполнять эту работу на протяжении многих лет, нужно обладать стальным характером! С нами не всегда легко, а когда мы устанем, может быть совсем невыносимо. Иногда достаточно посмотреть на то, как ведёт себя всадник со своими лошадьми, чтобы догадаться, насколько он ценит и уважает своего коновода. Есть много способов проявить уважение даже в мелочах».
«Я работаю на Марлона [Прим.ред. – Марлон Модоло Занотелли] более десяти лет, – говорит Андреа Хоенак. – Для коновода хорошие отношения со всадником – это основа работы, а частью хороших отношений является взаимное уважение; без этого вы ничего не добьётесь. Общение тоже важно; как коновод, ты должен держать всадника в курсе всего, что происходит. Вы должны иметь возможность обсуждать какие-то вещи, а не просто получать указания. К сожалению, я вижу, что многие спортсмены недостаточно уважают своих коноводов, и именно поэтому люди не задерживаются надолго на этой работе. При этом такие всадники удивляются, почему они не могут найти персонал, а чтобы найти причину, достаточно иногда просто посмотреть в зеркало».
Поддержание хороших рабочих отношений
Одним из примеров успешных долгосрочных рабочих отношений являются Людгер Бербаум и его менеджер по конюшне Мари Йоханссон – его бывший стартовый коновод, которая работает у Бербаума более 30 лет. «Я очень благодарен за работу, которую она делает для моих лошадей и для меня лично, – говорит Бербаум. – Возможно, за эти годы мы подарили друг другу парочку седых волос, но она, без сомнения, огромная часть успеха нашей команды».
«Поддерживать хорошие рабочие отношения иногда бывает трудно с обеих сторон; всадники часто испытывают давление со стороны владельцев лошадей, оплачивают огромные счета, в то время как коноводы гораздо ближе к лошадям и к их душам. Это может приводить к конфликтам, но нужно общаться, и обе стороны должны стараться идти навстречу друг другу. Конечно, всему есть границы, но нужно искать компромиссы вместе, чтобы обе стороны чувствовали себя комфортно».
В конюшне Бербаума его сотрудники завтракают и обедают вместе. «Тут речь скорее о социальном подходе, – объясняет он. – Совместный завтрак и обед даёт людям возможность посидеть и пообщаться. В этот момент не важно, кто ты: коновод, всадник, офисный работник; все мы в этот момент люди, которые сидят вместе, разговаривают не только о лошадях, но и о других вещах. Это дает осознание, что все мы в одной лодке. Разговаривать лицом к лицу не одно и то же, что по телефону. Я думаю, что это одно из лучших решений; большой вклад в наши отношения».
«Иногда важно отступить и позволить другим членам команды проявить инициативу в своей работе, – отмечает Ли Маккивер. – Вы должны верить людям, с которыми работаете; они, вероятно, могут справиться так же хорошо, как и вы. Каждый думает, что он лучший из лучших и его лошади без него пропадут, но в конце концов оказывается, что кто-то другой может выполнить эту работу не хуже, – это не ракетостроение. Коновод тоже должен уметь принять помощь».
Условия работы на соревнованиях FEI
Одной из самых больших проблем коноводов являются условия работы на соревнованиях FEI, где многие проводят более половины рабочей недели, часто приезжая в среду или четверг и уезжая в воскресенье вечером. «Организовать турнир здесь, на такой базе как наша, со всеми её удобствами и возможностями, гораздо проще, чем организовать турнир в центре города, в том же Париже, например, – говорит Бербаум, который руководит Riesenbeck International, площадкой, где проходил Чемпионат Европы 2021 года. – Однако расписание любого турнира должно быть составлено так, чтобы коноводы не работали с 5 утра до полуночи, что часто случается в течение сезона крытых манежей. Все организаторы должны иметь это в виду. Не должно быть такого, что после позднего маршрута коноводы на следующий день начинали работать в 6 утра. Может быть, раз в год это нормально, но не десять раз, не весь сезон в помещении. Это касается в том числе и принципов благополучия лошадей.
«В конце концов, люди и лошади, которые участвуют в турнире, в каком-то смысле развлечение для зрителей, поэтому организаторы должны думать о них, – говорит Браш. – Тут ведь не только спортсмены, за пределами боевого поля много тяжелой работы, о которой публика не подозревает».
«Сейчас, в разгар сезона крытых манежей, маршруты, которые длятся до ночи – целая проблема, – отмечает Хоенак. – На мой взгляд, маршруты не должны заканчиваться позже 10 вечера. Если у тебя лошади прыгают рано утром, а рабочий день закончился после полуночи, то хорошо, если ты поспишь часов пять. Если бы соревнования заканчивались к 22, то по крайней мере был бы шанс закончить работать около 23:30, хотя и это тоже поздно. К тому же, после такого длинного рабочего дня, многие коноводы едут домой на машине, а есть такие площадки где коноводы уезжать вынуждены. Часто на турнирные площадки разрешено вернуться не раньше 5 утра следующего дня. Когда все выходные ты не высыпался, а потом ещё нужно ехать домой часов десять, это опасно».
«Мы как организаторы стараемся составлять расписание грамотно – рассказывает Кен Рейсен, директор турниров в конноспортивном центре Peelbergen, а также на таких пощадках как Stephex Masters и Knokke Hippique. – Однако коноводы и всадники должны договариваться ещё перед выездом на турнир. Всегда можно посмотреть расписание заранее, например, есть мероприятия, где заявлены как маршруты 5*, так и 2*, а лошади прыгают в разных классах, тут да, день может быть длинными. В таких случаях всадникам, вероятно, следует взять с собой второго коновода. Но тут каждый решает сам».
«Проблема не только в том, что маршуты заканчиваются поздно, – отмечает Маккивер. – Иногда маршруты стоят так плотно, что нет времени закончить все дела с лошадьми между ними, приходится заниматься всем уже после, часто ближе к полуночи. Организаторам нужно думать и как лучше распределить маршруты, и как заканчивать их в разумное время. Лошадей много, люди устают, время кормления лошадей, да весь распорядок их дня нарушается, и при этом мы говорим о благополучии лошадей…»
«Организаторы турниров, составляя расписания, могут сильно влиять на наше рабочее время, – говорит Хоннет. – Я не против вечерних маршрутов, потому что понимаю, что это удобно для зрителей. Но тогда не нужно ставить время для тренирвок или корды строго с 5 до 7 утра. Я считаю, что это очень просто решить: если вам нужно провести маршут вечером, не проводите другие днем, или, как вариант, обеспечьте большее количество тренирвочнх площадок, чтобы можно было вывести лошадь в любое время дня».
«Ещё один способ сделать работу коноводов легче – сделать более гибкое время заезда и выезда, – продолжает Хоннет. – Нельзя заставлять вывозить лошадей с площадки проведения соревнований сразу после окончания турнира. Я думаю, нужно разрешать оставаться на базе по крайней мере 10-12 часов после окончания последнего маршрута, чтобы у коноводов была возможность закончить все дела с лошадьми, упаковать вещи и немного отдохнуть, прежде чем садиться за руль. Помощь с оборудованием также могла бы поменять ситуацию».
«Организаторы турниров должны больше думать о коноводах, – говорит Маккивер. – Расписание и режим работы конюшни часто не очень подходят для лошадей, не говоря уже о коноводах. Кроме того, рядом с конюшнями должна быть возможность поесть, и время подачи еды должно быть реалистичным, чтобы у коноводов действительно было время поесть. Если вы приезжаете на CSIO5* и вам говорят, что кормить будут только коноводов команд, это неправильно. То же самое, если турниры 5* и 2* идут параллельно. Все люди одинаковы, и коноводы не исключение, не должно быть никакой разницы в том, какие условия у коноводов, в зависимости от ‘звёздности’ турнира».
«Я думаю, требования CSI должны быть одинаковыми во всём мире, на всех уровнях, – говорит Хоенак. – Если у вас пятизвёздочный турнир проходит одновременно с турниром более низкого уровня, и организаторы предоставляют питание только коноводам спортсменов, выступающих в 5*, это не нормально. Питание должно быть орагизовано для всех».
«Чтобы выразить наше уважение к тяжёлой работе коноводов, мы в Peelbergen предоставляем бесплатный завтрак на всех наших мероприятиях CSI независимо от уровня турнира. Возможно, это то, на что другим организаторам стоит обратить внимание, это ведь мелочь, но людям приятно, – говорит Рейсен. – Организаторы также должны больше общаться с коноводами и получать от них обратную связь. Важно иметь представление о том, какие условия работы у коноводов, и что мы, как оргкомитеты, можем улучшить. Коноводы должны понимать, что они могут поговорить с организаторами; они играют очень важную роль в нашем спорте и должны напрямую обращаться к нам по любым вопросам, которые, по их мнению, актуальны. Мы хотим услышать мнение коноводов и будем принимать соотвествующие меры».
Признание
В этом году три флагманских мероприятия FEI – финал Кубка мира в Лейпциге, Чемпионат мира в Хернинге, а также финал Кубка наций в Барселоне – продемонстрировали растущее признание коноводов: их имена были показаны на экранах рядом с лошадьми и всадниками. «Я думаю, это хорошо отражает то, насколько ценны коноводы для всего процесса, и насколько они важны для успеха всадника, – говорит Бербаум. – Однако я думаю, что в конечном итоге всё сводится к отношениям коноводов с людьми, на которых они работают: если там есть уважение и признание, следующий шаг, я думаю, должен произойти автоматически – это признание ценности конвоовдов всеми остальными представителями конного мира. Если мы будем только пиарить коноводов, но не отстаивать хорошее, уважительное отношение к ним, это тоже неправильно. Важно, чтобы организаторы действительно понимали, какая работа у коноводов, и что их нужно уважать с точки зрения расписания, условий на площадках проведения соревнований и питания, вот что продемонстрировало бы общее уважение к ним. Ещё один момент, который следует обсудить, – это их размещение на турнирах: коноводам нужна нормальная кровать, душ, туалеты. Большинство всадников отказались бы останавливаться там, где размещают коноводов».
«На скачках, например, коноводы получают процент от призовых денег, – отмечает Хоннет. – Я думаю, мы могли бы присмотреться к такой системе. С сегодняшними технологиями для FEI не составит труда зарегистрировать всех коноводов, чтобы знать, какой коновод на каком мероприятии работает. Откуда взять финансирование? Очень просто: возьмите процент от призового фонда. Да, немного меньше попадёт в карманы всадников и владельцев, но если они действительно ценят нашу работу, это не должно быть проблемой. Нужно иногда посмотреть чуть шире, за пределы нашего спорта: есть другие отрасли и виды спорта, похожие на наш, с большим количеством переездов и долгими часами на работе, например, «Формула-1». Мы должны посмотреть, как это работает у них, брать какие-то идеи и адаптировать к нашим потребностям. Естественно, развитие всегда сопряжено с определенными затратами, но когда вы видите количество денег, циркулирующих в отрасли, это не должно быть проблемой. В конце концов, дело не только в размере торта, но и в том, как вы его нарежете».
Что дальше?
На протяжении многих лет FEI делала попытки интегрировать коноводов и предоставить им официальный статус. Первое заседание Рабочей группы коноводов FEI состоялось в 2017 году, а после Спортивного форума FEI в 2021 году FEI создала Консультативную группу коноводов с целью помощи в определении путей развития ключевых структур сообщества коноводов, включая создание устава о правах и обязанностях. Затем на Спортивном форуме FEI в апреле 2022 года президент FEI Ингмар де Вос подписал Меморандум о взаимопонимании с Международной ассоциацией коноводов (IGA) – это большой шаг, когда речь заходит о признании конводов в FEI. Изменение ветеринарных правил FEI (статья 1008 – конюшни) на 2023 год, одобренное на Генеральной Ассамблее FEI в 2022 году, также важный шаг. Это правило предписывает закрывать территорию конюшен FEI на шесть часов подряд на ночь с минимальным освещением и шумом. Подробно описывая предложение об изменении правил, FEI написала: «В пункт 6 был добавлен дополнительный пункт, чтобы гарантировать, что в конюшнях существует научно обоснованный минимальный период тишины и слабого освещения, позволяющий лошадям спать. Это изменение должно улучшить и условия работы коноводов, обеспечив минимальный перерыв для сна в течение ночи».
«Я думаю, многие из нас считают, что FEI никого не слушает, ни всадников, ни коноводов, ни владельцев, ни организаторов, и просто следует своим интересам, – говорит Хоннет. – Тем не менее я действительно считаю, что мы должны дать им шанс делать свою работу лучше. Нам, коноводам, в основном приходится иметь дело со стюардами FEI, и для меня они как судьи в футболе. Во Франции есть поговорка: «У нас разные футболки, но у нас одинаковая страсть». И именно так я их вижу: мы не в одной команде, но уважаем друг друга. Поскольку каждый коновод работает на конкретного всадника или компанию с разными местными законами и нормативными актами, я считаю, что единственный способ улучшить условия труда – это через FEI. К сожалению, это не решит проблем, которые могут быть дома – всё сводится к юрисдикции».
«FEI отвечает не только за спорт, но и за всю индустрию, они должны слушать и уважать людей, которые ежедневно работают с лошадьми и для которых соревнования FEI являются рабочим местом, – говорит Браш. – Мнение коноводов, определённо, должно приниматься во внимание, и им нужна сильная прогрмма поддержки, чтобы делиться своими взглядами и делать наш вид спорта лучше. Я действительно думаю, что качественная ассоциация коноводов должна стремиться прислушиваться к коноводам и стремиться к реальному улучшению условий труда. Я считаю, что конводы знают отрасль лучше, чем многие члены комитетов FEI, официальные лица FEI или другие сотрудники FEI, поэтому они и должны иметь своего влиятельного представителя в FEI. Подобно тому, как у всадников есть представитель спортсменов, должен быть и представитель коноводов, чтобы они имели право голоса в протоколах FEI».
В источникеХорошие профессиональные коноводы жизненно необходимы для индустрии конного спорта. Однако официальные цифры показывают, что их очень не хватает: в настоящее время в базе данных FEI зарегистрировано 247 444 специалиста, из них 5209 коноводы и 168 790 – спортсмены.
«Похоже, коноводы – исчезающая профессия. Что-то должно произойти, чтобы люди снова захотели идти в профессию, поняв, что в ней есть карьерный рост, а не только тяжёлый труд, который мало ценится, – рассуждает Ли Маккивер, проработавший с Маклейном Вордом более тридцати лет. – Мы должны предоставлять коноводам лучшие условия, чтобы люди хотели заниматься этим и оставались в профессии».
Но как нам сделать профессию коновода престижной? Как нам удержать коноводов в спорте подольше? Как сделать так, чтобы они могли наслаждаться тем, чем они занимаются всю жизнь, а не нескольких лет? Как нам сохранить их бесценные знания и сделать так, чтобы эти знания специалисты передавали следующим поколениям? И кто должен нести ответственность, когда речь идёт об условиях труда коноводов? На эти вопросы отвечают Людгер Бербаум, Скотт Браш, Ли Маккивер, Андреа Хоенак, Кен Рейсен и Дэвид Хоннет.
Роль коновода
«Прежде всего, я думаю, мы должны определить, чего мы ждём от коноводов и что на самом деле подразумевает их работа, – начинает Людгер Бербаум. – Я считаю, быть коноводом – работа непростая. Это не только выезжать на соревнования, ведь это лишь одна из многих обязанностей, по моему мнению. Кто-то должен оставаться на конюшне, следить за повседневной работой лошадей, за их питанием, физической формой и здоровьем – вот несколько примеров. Это только некоторые сферы ответственности, и нельзя взвалить всё на одного человека, это слишком много. Если коноводы, помимо всех домашних обязанностей, должны ещё и ездить на соревнования, то, на мой взгляд, это слишком тяжело для одного человека. Раньше многие коноводы многое делали сами, практически не имея выходных. Я думаю, что это одна из причин, почему эта работа не воспринимается как работа на всю жизнь. Когда ты молод, это может быть захватывающе, ты наслаждаешься приключениями во время путешествий, но ты всё равно должен обеспечивать все нужды лошадей большую часть дня».
«Коноводы играют ключевую роль в нашем деле, – отмечает Скотт Браш. – Они, как правило, знают лошадей лучше, чем кто-либо другой, потому что проводят с ними больше времени. Всадники очень хорошо знают своих лошадей, но всё равно никто не знает их лучше, чем коновод. Когда речь заходит о благополучии лошадей, роль коновода переоценить трудно. Они играют огромную роль и в жизни всадников: они едут с тобой на турнир и организуют всё, чтобы пара могла выйти на арену и показать себя с лучшей стороны. Коновод придаёт уверенности всаднику, если всадник знает, что лошади в порядке и получают лучший уход. Спортсмены, определённо, не смогли бы делать своё дело без них. Коноводы бесценные для конного мира».
«Ухаживать за лошадьми – это страсть, – продолжает Браш. – Я не думаю, что кто-то приходит в конный спорт ради денег, я верю, что каждый приходит, в первую очередь, из-за любви к лошадям. В своей жизни я встречал конюшни, где с коноводами плохо обращались. Я уверен, что сейчас ситуация улучшилась, но всё ли идеально? Нет, я не думаю. Всё ещё нужны большие перемены. Тем не менее мне кажется, большинство всадников ценит свой персонал, по крайней мере, мне хотелось бы так думать».
Быстрее, выше, сильнее
«Индустрия конного спорта динамично развивается, турнирный календарь очень плотный, предполагает длительные переезды; сезон насыщенный, много крупных турниров, на которые хочется попасть, – рассказывает Дэвид Хоннет, который работает со Скоттом Брашем последние семь лет. – Мне даже кажется, что рост слишком быстрый; всё больше всадников соревнуются на международном уровне, деньги текут рекой, но найти хороший персонал – целая проблема. Мне всегда везло, в своей работе я чувствовал, что меня уважают и доверяют мне. Однако я знаю, что не всем так повезло, как мне».
«На одном и том же турнире жизнь коноводов может сильно отличаться в зависимости от того, на кого они работают, – продолжает Хоннет. – Некоторые коноводы сами везут лошадей на турнир, иногда и днём, и ночью, в то время как у других есть водитель; некоторым приходится вставать очень рано, чтобы погонять лошадей на корде или вывести верхом; некоторые очень нервничают из-за соревнований или своего всадника; одни организуют свою работу так, как они хотят, другим расписывают поминутно, что именно они должны делать. Когда соревнования заканчиваются, у одних немного задач, касающихся лошадей, в то время как другие продолжают работать часами».
«Работать становится всё труднее и труднее, и в основном это связано с условиями труда: часами работы и атмосферой на рабочем месте, – отмечает Ли Маккивер. – Турниров становится всё больше и больше, времени побыть дома и отдохнуть у коноводов всё меньше. Выгорают все. Требования всё больше, темп всё быстрее, времени, чтобы получать удовольствие от работы, не остаётся вовсе. Бесконечная гонка, ты всё время занят, занят, занят. Хочешь каждую неделю участвовать в пятизвёздочных турнирах, пожалуйста».
Куда деваются хорошие люди?
«Человеческий ресурс в настоящее время является проблемой во многих отраслях, – говорит Бербаум о поиске хорошего персонала. – Люди больше не преданы делу как раньше, в конном спорте мы сталкиваемся и с этим в том числе. Передавать знания и навыки в том, что касается лошадей, новым поколениям, это то, о чём мы должны не только помнить, но и активно этому способствовать».
«Работа, которую мы предлагаем должна быть не только хорошо оплачиваемой, но и интересной и достаточно комфортной, чтобы люди хотели посвятить ей жизнь, – продолжает Бербаум. – Это легче сказать, чем сделать, но я думаю, что это наша обязанность: мы несём ответственность перед лошадью в первую очередь. Раньше люди были готовы потратить много денег на лошадей, а затем торговаться с конюхами или с ковалем... В этом нет никакого смысла. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что знания и преданность делу людей, которые готовы выполнять работу как можно лучше, стоят денег, в этом нет никаких сомнений. Если у нас не будет коноводов, спорт умрёт; если у нас не будет всадников, спорт умрёт; если у нас не будет заводчиков, спорт умрёт... Дело не только в коноводах. Я думаю, что вся индустрия должна двигаться вперёд, чтобы оставаться на плаву».
Здоровая рабочая атмосфера
«Хорошие отношения между коноводом и спортсменом крайне важны: ты должен доверять своей команде, именно эти люди ответственны за лучших твоих лошадей, – говорит Браш. – Хорошо ладить и иметь одни и те же цели и задачи – абсолютно необходимо. Конечно, вы не всегда будете соглашаться с мнением друг друга – в споре рождается истина. Здесь главное – это взаимное уважение. В конце концов, мы проводим больше времени с нашими коноводами и лошадьми, чем с нашими семьями».
«Я думаю, что уважение жизненно важно для создания здоровой рабочей атмосферы, – продолжает Браш. – Работодатель должен понимать, что у сотрудника мог быть плохой день или он устал, так как пришлось работать много часов подряд. Или, возможно, сотрудники перегружены слишком большим количеством обязанностей? Хороший работодатель всегда должен начать с себя, подумать: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?». Иногда бывает и так, что всей команде трудно найти общий язык с кем-то из её членов. Эти решения вы, как работодатель, также должны принимать; атмосфера в коллективе должна быть комфортной для всех. Это обязанность работодателя в любой отрасли».
«Самое важное – это отношения между коноводом и всадником, – соглашается Хоннет. – Коноводы тоже наверняка не все милые и пушистые, потому что, чтобы выполнять эту работу на протяжении многих лет, нужно обладать стальным характером! С нами не всегда легко, а когда мы устанем, может быть совсем невыносимо. Иногда достаточно посмотреть на то, как ведёт себя всадник со своими лошадьми, чтобы догадаться, насколько он ценит и уважает своего коновода. Есть много способов проявить уважение даже в мелочах».
«Я работаю на Марлона [Прим.ред. – Марлон Модоло Занотелли] более десяти лет, – говорит Андреа Хоенак. – Для коновода хорошие отношения со всадником – это основа работы, а частью хороших отношений является взаимное уважение; без этого вы ничего не добьётесь. Общение тоже важно; как коновод, ты должен держать всадника в курсе всего, что происходит. Вы должны иметь возможность обсуждать какие-то вещи, а не просто получать указания. К сожалению, я вижу, что многие спортсмены недостаточно уважают своих коноводов, и именно поэтому люди не задерживаются надолго на этой работе. При этом такие всадники удивляются, почему они не могут найти персонал, а чтобы найти причину, достаточно иногда просто посмотреть в зеркало».
Поддержание хороших рабочих отношений
Одним из примеров успешных долгосрочных рабочих отношений являются Людгер Бербаум и его менеджер по конюшне Мари Йоханссон – его бывший стартовый коновод, которая работает у Бербаума более 30 лет. «Я очень благодарен за работу, которую она делает для моих лошадей и для меня лично, – говорит Бербаум. – Возможно, за эти годы мы подарили друг другу парочку седых волос, но она, без сомнения, огромная часть успеха нашей команды».
«Поддерживать хорошие рабочие отношения иногда бывает трудно с обеих сторон; всадники часто испытывают давление со стороны владельцев лошадей, оплачивают огромные счета, в то время как коноводы гораздо ближе к лошадям и к их душам. Это может приводить к конфликтам, но нужно общаться, и обе стороны должны стараться идти навстречу друг другу. Конечно, всему есть границы, но нужно искать компромиссы вместе, чтобы обе стороны чувствовали себя комфортно».
В конюшне Бербаума его сотрудники завтракают и обедают вместе. «Тут речь скорее о социальном подходе, – объясняет он. – Совместный завтрак и обед даёт людям возможность посидеть и пообщаться. В этот момент не важно, кто ты: коновод, всадник, офисный работник; все мы в этот момент люди, которые сидят вместе, разговаривают не только о лошадях, но и о других вещах. Это дает осознание, что все мы в одной лодке. Разговаривать лицом к лицу не одно и то же, что по телефону. Я думаю, что это одно из лучших решений; большой вклад в наши отношения».
«Иногда важно отступить и позволить другим членам команды проявить инициативу в своей работе, – отмечает Ли Маккивер. – Вы должны верить людям, с которыми работаете; они, вероятно, могут справиться так же хорошо, как и вы. Каждый думает, что он лучший из лучших и его лошади без него пропадут, но в конце концов оказывается, что кто-то другой может выполнить эту работу не хуже, – это не ракетостроение. Коновод тоже должен уметь принять помощь».
Условия работы на соревнованиях FEI
Одной из самых больших проблем коноводов являются условия работы на соревнованиях FEI, где многие проводят более половины рабочей недели, часто приезжая в среду или четверг и уезжая в воскресенье вечером. «Организовать турнир здесь, на такой базе как наша, со всеми её удобствами и возможностями, гораздо проще, чем организовать турнир в центре города, в том же Париже, например, – говорит Бербаум, который руководит Riesenbeck International, площадкой, где проходил Чемпионат Европы 2021 года. – Однако расписание любого турнира должно быть составлено так, чтобы коноводы не работали с 5 утра до полуночи, что часто случается в течение сезона крытых манежей. Все организаторы должны иметь это в виду. Не должно быть такого, что после позднего маршрута коноводы на следующий день начинали работать в 6 утра. Может быть, раз в год это нормально, но не десять раз, не весь сезон в помещении. Это касается в том числе и принципов благополучия лошадей.
«В конце концов, люди и лошади, которые участвуют в турнире, в каком-то смысле развлечение для зрителей, поэтому организаторы должны думать о них, – говорит Браш. – Тут ведь не только спортсмены, за пределами боевого поля много тяжелой работы, о которой публика не подозревает».
«Сейчас, в разгар сезона крытых манежей, маршруты, которые длятся до ночи – целая проблема, – отмечает Хоенак. – На мой взгляд, маршруты не должны заканчиваться позже 10 вечера. Если у тебя лошади прыгают рано утром, а рабочий день закончился после полуночи, то хорошо, если ты поспишь часов пять. Если бы соревнования заканчивались к 22, то по крайней мере был бы шанс закончить работать около 23:30, хотя и это тоже поздно. К тому же, после такого длинного рабочего дня, многие коноводы едут домой на машине, а есть такие площадки где коноводы уезжать вынуждены. Часто на турнирные площадки разрешено вернуться не раньше 5 утра следующего дня. Когда все выходные ты не высыпался, а потом ещё нужно ехать домой часов десять, это опасно».
«Мы как организаторы стараемся составлять расписание грамотно – рассказывает Кен Рейсен, директор турниров в конноспортивном центре Peelbergen, а также на таких пощадках как Stephex Masters и Knokke Hippique. – Однако коноводы и всадники должны договариваться ещё перед выездом на турнир. Всегда можно посмотреть расписание заранее, например, есть мероприятия, где заявлены как маршруты 5*, так и 2*, а лошади прыгают в разных классах, тут да, день может быть длинными. В таких случаях всадникам, вероятно, следует взять с собой второго коновода. Но тут каждый решает сам».
«Проблема не только в том, что маршуты заканчиваются поздно, – отмечает Маккивер. – Иногда маршруты стоят так плотно, что нет времени закончить все дела с лошадьми между ними, приходится заниматься всем уже после, часто ближе к полуночи. Организаторам нужно думать и как лучше распределить маршруты, и как заканчивать их в разумное время. Лошадей много, люди устают, время кормления лошадей, да весь распорядок их дня нарушается, и при этом мы говорим о благополучии лошадей…»
«Организаторы турниров, составляя расписания, могут сильно влиять на наше рабочее время, – говорит Хоннет. – Я не против вечерних маршрутов, потому что понимаю, что это удобно для зрителей. Но тогда не нужно ставить время для тренирвок или корды строго с 5 до 7 утра. Я считаю, что это очень просто решить: если вам нужно провести маршут вечером, не проводите другие днем, или, как вариант, обеспечьте большее количество тренирвочнх площадок, чтобы можно было вывести лошадь в любое время дня».
«Ещё один способ сделать работу коноводов легче – сделать более гибкое время заезда и выезда, – продолжает Хоннет. – Нельзя заставлять вывозить лошадей с площадки проведения соревнований сразу после окончания турнира. Я думаю, нужно разрешать оставаться на базе по крайней мере 10-12 часов после окончания последнего маршрута, чтобы у коноводов была возможность закончить все дела с лошадьми, упаковать вещи и немного отдохнуть, прежде чем садиться за руль. Помощь с оборудованием также могла бы поменять ситуацию».
«Организаторы турниров должны больше думать о коноводах, – говорит Маккивер. – Расписание и режим работы конюшни часто не очень подходят для лошадей, не говоря уже о коноводах. Кроме того, рядом с конюшнями должна быть возможность поесть, и время подачи еды должно быть реалистичным, чтобы у коноводов действительно было время поесть. Если вы приезжаете на CSIO5* и вам говорят, что кормить будут только коноводов команд, это неправильно. То же самое, если турниры 5* и 2* идут параллельно. Все люди одинаковы, и коноводы не исключение, не должно быть никакой разницы в том, какие условия у коноводов, в зависимости от ‘звёздности’ турнира».
«Я думаю, требования CSI должны быть одинаковыми во всём мире, на всех уровнях, – говорит Хоенак. – Если у вас пятизвёздочный турнир проходит одновременно с турниром более низкого уровня, и организаторы предоставляют питание только коноводам спортсменов, выступающих в 5*, это не нормально. Питание должно быть орагизовано для всех».
«Чтобы выразить наше уважение к тяжёлой работе коноводов, мы в Peelbergen предоставляем бесплатный завтрак на всех наших мероприятиях CSI независимо от уровня турнира. Возможно, это то, на что другим организаторам стоит обратить внимание, это ведь мелочь, но людям приятно, – говорит Рейсен. – Организаторы также должны больше общаться с коноводами и получать от них обратную связь. Важно иметь представление о том, какие условия работы у коноводов, и что мы, как оргкомитеты, можем улучшить. Коноводы должны понимать, что они могут поговорить с организаторами; они играют очень важную роль в нашем спорте и должны напрямую обращаться к нам по любым вопросам, которые, по их мнению, актуальны. Мы хотим услышать мнение коноводов и будем принимать соотвествующие меры».
Признание
В этом году три флагманских мероприятия FEI – финал Кубка мира в Лейпциге, Чемпионат мира в Хернинге, а также финал Кубка наций в Барселоне – продемонстрировали растущее признание коноводов: их имена были показаны на экранах рядом с лошадьми и всадниками. «Я думаю, это хорошо отражает то, насколько ценны коноводы для всего процесса, и насколько они важны для успеха всадника, – говорит Бербаум. – Однако я думаю, что в конечном итоге всё сводится к отношениям коноводов с людьми, на которых они работают: если там есть уважение и признание, следующий шаг, я думаю, должен произойти автоматически – это признание ценности конвоовдов всеми остальными представителями конного мира. Если мы будем только пиарить коноводов, но не отстаивать хорошее, уважительное отношение к ним, это тоже неправильно. Важно, чтобы организаторы действительно понимали, какая работа у коноводов, и что их нужно уважать с точки зрения расписания, условий на площадках проведения соревнований и питания, вот что продемонстрировало бы общее уважение к ним. Ещё один момент, который следует обсудить, – это их размещение на турнирах: коноводам нужна нормальная кровать, душ, туалеты. Большинство всадников отказались бы останавливаться там, где размещают коноводов».
«На скачках, например, коноводы получают процент от призовых денег, – отмечает Хоннет. – Я думаю, мы могли бы присмотреться к такой системе. С сегодняшними технологиями для FEI не составит труда зарегистрировать всех коноводов, чтобы знать, какой коновод на каком мероприятии работает. Откуда взять финансирование? Очень просто: возьмите процент от призового фонда. Да, немного меньше попадёт в карманы всадников и владельцев, но если они действительно ценят нашу работу, это не должно быть проблемой. Нужно иногда посмотреть чуть шире, за пределы нашего спорта: есть другие отрасли и виды спорта, похожие на наш, с большим количеством переездов и долгими часами на работе, например, «Формула-1». Мы должны посмотреть, как это работает у них, брать какие-то идеи и адаптировать к нашим потребностям. Естественно, развитие всегда сопряжено с определенными затратами, но когда вы видите количество денег, циркулирующих в отрасли, это не должно быть проблемой. В конце концов, дело не только в размере торта, но и в том, как вы его нарежете».
Что дальше?
На протяжении многих лет FEI делала попытки интегрировать коноводов и предоставить им официальный статус. Первое заседание Рабочей группы коноводов FEI состоялось в 2017 году, а после Спортивного форума FEI в 2021 году FEI создала Консультативную группу коноводов с целью помощи в определении путей развития ключевых структур сообщества коноводов, включая создание устава о правах и обязанностях. Затем на Спортивном форуме FEI в апреле 2022 года президент FEI Ингмар де Вос подписал Меморандум о взаимопонимании с Международной ассоциацией коноводов (IGA) – это большой шаг, когда речь заходит о признании конводов в FEI. Изменение ветеринарных правил FEI (статья 1008 – конюшни) на 2023 год, одобренное на Генеральной Ассамблее FEI в 2022 году, также важный шаг. Это правило предписывает закрывать территорию конюшен FEI на шесть часов подряд на ночь с минимальным освещением и шумом. Подробно описывая предложение об изменении правил, FEI написала: «В пункт 6 был добавлен дополнительный пункт, чтобы гарантировать, что в конюшнях существует научно обоснованный минимальный период тишины и слабого освещения, позволяющий лошадям спать. Это изменение должно улучшить и условия работы коноводов, обеспечив минимальный перерыв для сна в течение ночи».
«Я думаю, многие из нас считают, что FEI никого не слушает, ни всадников, ни коноводов, ни владельцев, ни организаторов, и просто следует своим интересам, – говорит Хоннет. – Тем не менее я действительно считаю, что мы должны дать им шанс делать свою работу лучше. Нам, коноводам, в основном приходится иметь дело со стюардами FEI, и для меня они как судьи в футболе. Во Франции есть поговорка: «У нас разные футболки, но у нас одинаковая страсть». И именно так я их вижу: мы не в одной команде, но уважаем друг друга. Поскольку каждый коновод работает на конкретного всадника или компанию с разными местными законами и нормативными актами, я считаю, что единственный способ улучшить условия труда – это через FEI. К сожалению, это не решит проблем, которые могут быть дома – всё сводится к юрисдикции».
«FEI отвечает не только за спорт, но и за всю индустрию, они должны слушать и уважать людей, которые ежедневно работают с лошадьми и для которых соревнования FEI являются рабочим местом, – говорит Браш. – Мнение коноводов, определённо, должно приниматься во внимание, и им нужна сильная прогрмма поддержки, чтобы делиться своими взглядами и делать наш вид спорта лучше. Я действительно думаю, что качественная ассоциация коноводов должна стремиться прислушиваться к коноводам и стремиться к реальному улучшению условий труда. Я считаю, что конводы знают отрасль лучше, чем многие члены комитетов FEI, официальные лица FEI или другие сотрудники FEI, поэтому они и должны иметь своего влиятельного представителя в FEI. Подобно тому, как у всадников есть представитель спортсменов, должен быть и представитель коноводов, чтобы они имели право голоса в протоколах FEI».
В источнике