Конное импортозамещение: что думают по этому поводу конезаводчики?
Конное импортозамещение: что думают по этому поводу конезаводчики?
И в заключение этой рубрики мы публикуем третье мнение относительно ситуации с запретом ввоза лошадей из ЕС в Россию.
📝 Своими мыслями на этот счёт с нами поделилась Марина Политова – председатель Ганноверского клуба России, в который входят любители и заводчики ганноверской породы.
🟢 Как Вы восприняли новость о запрете ввоза лошадей из ЕС в Россию?
⚪️ Новость о запрете ввоза лошадей из ЕС в Россию мы, конечно, восприняли с озабоченностью. Изучение документа Евросоюза вызвало удивление: лошади причислены к категории люксовых товаров – это понятно. Но, оказывается, что есть отдельные категории товаров, где установлена минимальная цена, после которой товар является люксовым: например, для музыкальных инструментов это 1500€, для автомобилей – 50000€, все остальные товары, цена на которые не указана, это 300€. Понятно, что это просто заградительный пункт. Я подозреваю, что просто не подумали об этом. Конечно, было бы неплохо, если бы заводчики Евросоюза, которые всё равно заинтересованы в российском рынке, обратили бы внимание Европарламента на это. Но едва ли это возможно в нынешних условиях – на них оказывают очень сильное политическое давление со всех сторон. Это стало понятно по общению с коллегами – они стараются контакты с Россией не афишировать.
Что касается ввоза лошадей: если смотреть допандемийные годы, насколько я помню, у нас был ввоз со стороны запада порядка 210 голов в год (~180 – Германия/Голландия, +30 Прибалтика, а есть ещё Польша, Украина, Бельгия – и это в статистике не учитывалось). Большая часть шла через Белоруссию. Там были разные варианты: от покупки молодняка и продажи сюда полуготовых лошадей до просто «транзита». То есть, по большому счёту, не так много людей будет этим затронуто, если говорить в абсолютных числах. Множество лошадей (см. диаграмму) ввозятся для скачек, меньше – для бегов.
Относительно заводчиков: уже можно услышать такие радостные возгласы, мол, «наконец-то наши спортсмены начнут покупать отечественное!», но, на мой взгляд, отечественный рынок не сможет удовлетворить все потребности. Те конезаводчики, с которыми я работаю и которые специализируются на зарубежных породах, возят из-за рубежа отборных племенных животных. То есть это не «сброд», не «металлолом», как пытаются представить это псевдопатриоты в соцсетях. Нет, наши заводчики возят, как правило, отнюдь не племенной брак, а качественных лошадей, потому что эти люди вкладывают немалые деньги и знают, чем занимаются.
Встревоженность спортсменов закрытием импорта понять тоже можно. Мы помогали организовывать покупки на аукционах, и я хорошо понимаю клиентов, которые говорят «Я хочу лошадь 5-6 лет, надёжную, заезженную, уже с какими-то успехами, а главное – проверенную по здоровью». В России, к сожалению, вот в таком «упакованном» формате достаточно предложения они найти не могут. Хорошо, что и у нас появляются спортсмены, которые начинают покупать и готовить молодняк для последующей продажи, зарабатывая на этом.
🟢 Насколько, по Вашему мнению, это скажется на российском рынке лошадей и на российском конном спорте?
⚪️ На мой взгляд, на российском конном спорте скажется сейчас не столько запрет на ввоз лошадей из Евросоюза, сколько ограничение выступлений наших спортсменов на международных турнирах, «бан» России вплоть до блокировки сайта FEI, которая выглядит абсолютно нелогично. То есть мы лишены не только стартов, но и информации.
Плюс неизбежно ухудшается экономическая ситуация, причем и в нашей стране, и в Европе тоже. Некоторые спортсмены уже начали говорить, что арендаторы уходят: люди не уверены в своём будущем, то есть массовый конный спорт может оказаться в зоне риска.
Лошади питаются овсом и сеном – и то, и другое заготавливается с помощью сельхозтехники, и она будет стоить дороже (по многим причинам – от ухода из России ведущих мировых компаний до проблем с логистикой запчастей). Подорожают и корма. Естественно, заводчики свою продукцию тоже не будут продавать за бесценок: у них растут затраты, растёт себестоимость, а спроса достаточного на это не будет. То есть технически они готовы будут удовлетворить спрос, а по желательным для клиента ценам – нет.
🟢 Как это повлияет на российских конезаводчиков и справятся ли российские конные хозяйства со спросом на спортивных лошадей внутри страны?
Если говорить о заводчиках зарубежных пород, в этой сфере уже есть хороший задел, сформировано качественное поголовье и некоторое время вполне можно обойтись без импорта. Кроме того, в разведение все больше лошадей поступает из спорта, что в целом тоже можно оценить положительно.
Да и в целом, отечественные хозяйства страдают не столько из-за наличия зарубежной конкуренции, сколько из-за общего состояния «инфраструктуры». Многие хозяйства ментально остались в прошлом: они хотят продавать молодняк, а спортсмены покупать «сырой материал» не готовы. Достаточного количества берейторов для подготовки в хозяйствах у нас нет. Если платить берейтору хотя бы 40 тыс. в месяц, к моменту, когда спортсмен готов был купить лошадь, она настолько дорожала, что дешевле и проще было бы поехать и купить её за рубежом. То есть покупка за рубежом не всегда оправдывалась стремлением к пафосу, к «иномарке»: порой это просто экономически было выгоднее.
Мне сложно сказать, почему так складывалось, вероятно потому, что у нас нет более чёткой специализации предприятий, которая позволила бы каждому сегменту работать в пределах своих затрат. Плюс не нужно забывать, что в той же Германии или Голландии выстроена целая отрасль подготовки молодняка. Если говорить про Голландию, там вообще продают на экспорт гораздо больше лошадей, чем производят сами: они приобретают молодняк в соседних странах, например, Бельгии, Германии, готовят и продают дальше. У нас такой индустрии нет, поэтому у нас нет и берейторов.
Да, мне жаль спортсменов, которые стремились сэкономить себе время и не покупать двух-трёхлетнюю лошадь в хозяйствах, проходя с ней все начальные этапы, а ездили и брали сразу пяти-шестилетних
Что касается покупок топовых лошадей – я не большой фанат такого подхода, в этом есть что-то неспортивное: я считаю, что спортсмен должен расти вместе со своей лошадью.
Но нельзя забывать, что цены на корма выросли не только у нас – в конце концов, мы многое производим в пределах страны и даже определяем мировые цены. В той же Германии овёс сейчас подорожал примерно с 3 до 8€, а значит, иностранные лошади будут дорожать дальше. Вырос и курс евро, так что если или когда откроют экспорт, «тамошние» лошади нам будут не по карману.
С другой стороны, надо где-то искать плюсы. Например, за последние 15 лет у нас сформировалась определённая группа отечественных заводчиков с качественным генофондом, которые разводят лошадей по зарубежным стандартам: это как локализированная сборка, но с более значительным, чем в автопроме, вкладом интеллекта. Если с российского конвейера «Фольксвагена» выходят одинаковые с зарубежными машины, то наши заводчики работают с живым существом и могут проявлять творчество. Они позволяют себе то, что не могут позволить себе западные заводчики, ограниченные рынком, очень ориентированным на общемировую моду. У этой когорты людей, мне кажется, есть хороший шанс на достойное будущее.
Из других плюсов: наш человек «отличается умом и сообразительностью». Например, в Россию поставляют много КРС молочных пород из-за рубежа, и когда из Европы доставка осложнена вследствие закрытия портов, уже находятся обходные пути, например, через Грузию. Я уверена, что тех же немецких лошадей могут начать возить через Казахстан, или же оформлять их как-то на белорусских граждан, против которых пока нет санкций. И те, у кого есть «сеть» доверенных партнеров, наверняка найдут обходные пути. Конечно, это будет обходиться дороже. Но, мы же помним, что в Советском Союзе ни валюту не продавали, ни драгоценности не были в ходу, но все, кому это было нужно, доставали.
Есть еще другие аспекты, которые вырастут в цене: сейчас из-за ограниченности контейнерных перевозок очень подорожала транспортировка у многих международных поставщиков, а поскольку многие вещи поедут к нам долгими обходными путями, амуниция будет стоить дорого, подорожают сильно те же кормовые добавки, которые у нас в стране почти не производят. По оценкам экспертов, даже в тех премиксах, что производят внутри страны, 60-80% компонентов импортные – китайские, индийские. Про «Эггерсманн» и «Марштал» придётся забыть, а минерально-витаминные подкормки станут дороже. То есть всё это будет смещать профессиональный конный спорт в сферу люкса.
Но тут снова хороший шанс подняться у тех, кто уже шил седла, уздечки, производил хоть какие-то корма здесь.
Резюмируя: понятно, что конный спорт будет «схлопываться», что спрос на лошадей будет ниже, но на хороших лошадей он всё равно сохранится. И здесь в плюсе окажутся отечественные заводчики, которые последние двадцать лет не жаловались, как им мешает зарубежная конкуренция, а смотрели за современными тенденциями, следили за новыми технологиями, творчески подходили к вопросу разведения. Вполне возможно, что для них настанет время, когда они, может быть, наконец смогут реализовывать свою продукцию по конкурентным ценам. И я не говорю о заводчиках исключительно немецких или голландских пород –достойное поголовье сформировано в том же Старожиловском конном заводе, есть качественный молодняк и в буденновской породе.
В источникеИ в заключение этой рубрики мы публикуем третье мнение относительно ситуации с запретом ввоза лошадей из ЕС в Россию.
📝 Своими мыслями на этот счёт с нами поделилась Марина Политова – председатель Ганноверского клуба России, в который входят любители и заводчики ганноверской породы.
🟢 Как Вы восприняли новость о запрете ввоза лошадей из ЕС в Россию?
⚪️ Новость о запрете ввоза лошадей из ЕС в Россию мы, конечно, восприняли с озабоченностью. Изучение документа Евросоюза вызвало удивление: лошади причислены к категории люксовых товаров – это понятно. Но, оказывается, что есть отдельные категории товаров, где установлена минимальная цена, после которой товар является люксовым: например, для музыкальных инструментов это 1500€, для автомобилей – 50000€, все остальные товары, цена на которые не указана, это 300€. Понятно, что это просто заградительный пункт. Я подозреваю, что просто не подумали об этом. Конечно, было бы неплохо, если бы заводчики Евросоюза, которые всё равно заинтересованы в российском рынке, обратили бы внимание Европарламента на это. Но едва ли это возможно в нынешних условиях – на них оказывают очень сильное политическое давление со всех сторон. Это стало понятно по общению с коллегами – они стараются контакты с Россией не афишировать.
Что касается ввоза лошадей: если смотреть допандемийные годы, насколько я помню, у нас был ввоз со стороны запада порядка 210 голов в год (~180 – Германия/Голландия, +30 Прибалтика, а есть ещё Польша, Украина, Бельгия – и это в статистике не учитывалось). Большая часть шла через Белоруссию. Там были разные варианты: от покупки молодняка и продажи сюда полуготовых лошадей до просто «транзита». То есть, по большому счёту, не так много людей будет этим затронуто, если говорить в абсолютных числах. Множество лошадей (см. диаграмму) ввозятся для скачек, меньше – для бегов.
Относительно заводчиков: уже можно услышать такие радостные возгласы, мол, «наконец-то наши спортсмены начнут покупать отечественное!», но, на мой взгляд, отечественный рынок не сможет удовлетворить все потребности. Те конезаводчики, с которыми я работаю и которые специализируются на зарубежных породах, возят из-за рубежа отборных племенных животных. То есть это не «сброд», не «металлолом», как пытаются представить это псевдопатриоты в соцсетях. Нет, наши заводчики возят, как правило, отнюдь не племенной брак, а качественных лошадей, потому что эти люди вкладывают немалые деньги и знают, чем занимаются.
Встревоженность спортсменов закрытием импорта понять тоже можно. Мы помогали организовывать покупки на аукционах, и я хорошо понимаю клиентов, которые говорят «Я хочу лошадь 5-6 лет, надёжную, заезженную, уже с какими-то успехами, а главное – проверенную по здоровью». В России, к сожалению, вот в таком «упакованном» формате достаточно предложения они найти не могут. Хорошо, что и у нас появляются спортсмены, которые начинают покупать и готовить молодняк для последующей продажи, зарабатывая на этом.
🟢 Насколько, по Вашему мнению, это скажется на российском рынке лошадей и на российском конном спорте?
⚪️ На мой взгляд, на российском конном спорте скажется сейчас не столько запрет на ввоз лошадей из Евросоюза, сколько ограничение выступлений наших спортсменов на международных турнирах, «бан» России вплоть до блокировки сайта FEI, которая выглядит абсолютно нелогично. То есть мы лишены не только стартов, но и информации.
Плюс неизбежно ухудшается экономическая ситуация, причем и в нашей стране, и в Европе тоже. Некоторые спортсмены уже начали говорить, что арендаторы уходят: люди не уверены в своём будущем, то есть массовый конный спорт может оказаться в зоне риска.
Лошади питаются овсом и сеном – и то, и другое заготавливается с помощью сельхозтехники, и она будет стоить дороже (по многим причинам – от ухода из России ведущих мировых компаний до проблем с логистикой запчастей). Подорожают и корма. Естественно, заводчики свою продукцию тоже не будут продавать за бесценок: у них растут затраты, растёт себестоимость, а спроса достаточного на это не будет. То есть технически они готовы будут удовлетворить спрос, а по желательным для клиента ценам – нет.
🟢 Как это повлияет на российских конезаводчиков и справятся ли российские конные хозяйства со спросом на спортивных лошадей внутри страны?
Если говорить о заводчиках зарубежных пород, в этой сфере уже есть хороший задел, сформировано качественное поголовье и некоторое время вполне можно обойтись без импорта. Кроме того, в разведение все больше лошадей поступает из спорта, что в целом тоже можно оценить положительно.
Да и в целом, отечественные хозяйства страдают не столько из-за наличия зарубежной конкуренции, сколько из-за общего состояния «инфраструктуры». Многие хозяйства ментально остались в прошлом: они хотят продавать молодняк, а спортсмены покупать «сырой материал» не готовы. Достаточного количества берейторов для подготовки в хозяйствах у нас нет. Если платить берейтору хотя бы 40 тыс. в месяц, к моменту, когда спортсмен готов был купить лошадь, она настолько дорожала, что дешевле и проще было бы поехать и купить её за рубежом. То есть покупка за рубежом не всегда оправдывалась стремлением к пафосу, к «иномарке»: порой это просто экономически было выгоднее.
Мне сложно сказать, почему так складывалось, вероятно потому, что у нас нет более чёткой специализации предприятий, которая позволила бы каждому сегменту работать в пределах своих затрат. Плюс не нужно забывать, что в той же Германии или Голландии выстроена целая отрасль подготовки молодняка. Если говорить про Голландию, там вообще продают на экспорт гораздо больше лошадей, чем производят сами: они приобретают молодняк в соседних странах, например, Бельгии, Германии, готовят и продают дальше. У нас такой индустрии нет, поэтому у нас нет и берейторов.
Да, мне жаль спортсменов, которые стремились сэкономить себе время и не покупать двух-трёхлетнюю лошадь в хозяйствах, проходя с ней все начальные этапы, а ездили и брали сразу пяти-шестилетних
Что касается покупок топовых лошадей – я не большой фанат такого подхода, в этом есть что-то неспортивное: я считаю, что спортсмен должен расти вместе со своей лошадью.
Но нельзя забывать, что цены на корма выросли не только у нас – в конце концов, мы многое производим в пределах страны и даже определяем мировые цены. В той же Германии овёс сейчас подорожал примерно с 3 до 8€, а значит, иностранные лошади будут дорожать дальше. Вырос и курс евро, так что если или когда откроют экспорт, «тамошние» лошади нам будут не по карману.
С другой стороны, надо где-то искать плюсы. Например, за последние 15 лет у нас сформировалась определённая группа отечественных заводчиков с качественным генофондом, которые разводят лошадей по зарубежным стандартам: это как локализированная сборка, но с более значительным, чем в автопроме, вкладом интеллекта. Если с российского конвейера «Фольксвагена» выходят одинаковые с зарубежными машины, то наши заводчики работают с живым существом и могут проявлять творчество. Они позволяют себе то, что не могут позволить себе западные заводчики, ограниченные рынком, очень ориентированным на общемировую моду. У этой когорты людей, мне кажется, есть хороший шанс на достойное будущее.
Из других плюсов: наш человек «отличается умом и сообразительностью». Например, в Россию поставляют много КРС молочных пород из-за рубежа, и когда из Европы доставка осложнена вследствие закрытия портов, уже находятся обходные пути, например, через Грузию. Я уверена, что тех же немецких лошадей могут начать возить через Казахстан, или же оформлять их как-то на белорусских граждан, против которых пока нет санкций. И те, у кого есть «сеть» доверенных партнеров, наверняка найдут обходные пути. Конечно, это будет обходиться дороже. Но, мы же помним, что в Советском Союзе ни валюту не продавали, ни драгоценности не были в ходу, но все, кому это было нужно, доставали.
Есть еще другие аспекты, которые вырастут в цене: сейчас из-за ограниченности контейнерных перевозок очень подорожала транспортировка у многих международных поставщиков, а поскольку многие вещи поедут к нам долгими обходными путями, амуниция будет стоить дорого, подорожают сильно те же кормовые добавки, которые у нас в стране почти не производят. По оценкам экспертов, даже в тех премиксах, что производят внутри страны, 60-80% компонентов импортные – китайские, индийские. Про «Эггерсманн» и «Марштал» придётся забыть, а минерально-витаминные подкормки станут дороже. То есть всё это будет смещать профессиональный конный спорт в сферу люкса.
Но тут снова хороший шанс подняться у тех, кто уже шил седла, уздечки, производил хоть какие-то корма здесь.
Резюмируя: понятно, что конный спорт будет «схлопываться», что спрос на лошадей будет ниже, но на хороших лошадей он всё равно сохранится. И здесь в плюсе окажутся отечественные заводчики, которые последние двадцать лет не жаловались, как им мешает зарубежная конкуренция, а смотрели за современными тенденциями, следили за новыми технологиями, творчески подходили к вопросу разведения. Вполне возможно, что для них настанет время, когда они, может быть, наконец смогут реализовывать свою продукцию по конкурентным ценам. И я не говорю о заводчиках исключительно немецких или голландских пород –достойное поголовье сформировано в том же Старожиловском конном заводе, есть качественный молодняк и в буденновской породе.
В источнике