Ипповенция: психологическая поддержка человека с помощью лошади
Ипповенция: психологическая поддержка человека с помощью лошади
Мы продолжаем изучать психологию взаимодействия человека и лошади. На этот раз мы решили углубиться в достаточно сложную, но интересную тему - «Ипповенция». Что же это такое, и как оно связано с лошадьми (или - какая роль отводится лошадям)?
Мы пообщались с нашим экспертом - Ириной Долматовой-Эггерс, дипломированным специалистом по Ипповенции (Великобритания), программным директором IFEEL Method (персональное развитие и психотравматология с участием лошадей) по Европе и со-основателем EQUILOGY в России!
1) Что такое ипповенция?
Сам термин «ипповенция» предложен Хансом-Йюрганом Барайссом в Германии в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь» ещё в 90-х годах прошлого века. Он объединил психологическую помощь, психокоррекцию, социализацию, развитие личности и навыков с участием или помощью лошадей. В России этот термин впервые был представлен в научно-исследовательских работах О. Лопуховой и К. Газизова. Хотя до этого уже проводились корпоративные тренинги с участием лошадей и другие программы. Просто они не назывались этим словом.
Интересный факт, что термин «ипповенция» в международном пространстве не прижился. Здесь распространено разделение на equine-facilitated (assisted) learning и equine-facilitated (assisted) psychotherapy - обучение и психотерапия при помощи или содействии лошадей. Но тенденция движения в сторону одного объединяющего термина есть и за рубежом.
Так как ипповенция - направление деятельности, оно включает в себя разные методы работы, подходы и техники воздействия, от психотерапевтических модальностей до обучения и коучинга.
Также отличается способ вовлечения лошади и её роль.
Лошадь может выступать как объект, присутствие которого помогает создавать «вызовы» у клиента, а также усиливать человеческие психологические и эмоциональные динамики. Здесь лошади могут быть объектом человеческих проекций или объектом воздействия нашего поведения, языка тела и состояния. Достаточно часто можно услышать, что лошадь - зеркало, с чем я совсем не согласна, так как лошадь - живое и чувствующее существо. А также есть подходы, где лошадей заранее обучают каким-то трюкам, которые клиент может повторить при определенных условиях и состояниях.
В противоположность этому лошадь может выступать как самостоятельный субъект.
Здесь главным является возможность и способность лошади принимать свои решения, будучи «личностью» другого вида. В таких случаях взаимодействие в сессии строится не столько по правилам какого-то заданного упражнения или элемента, но и исходя из потребностей, текущего состояния как человека (клиента), так и лошади, и на первый план выходит происходящий между ними контакт, который всегда уникален.
При таком вовлечении лошадь не “назначается” зеркалом, потому что изначально мы принимаем, что лошадь реагирует по-своему и что она до встречи с нами уже обладает каким-то состоянием, у неё могут быть свои задачи, желания и реакции, и мы разрешаем этому проявляться через взаимодействие. То есть мы получаем обратную связь от живого существа, и при этом работаем с интерпретацией клиента. Конечно, важно обучить лошадь коммуникации с человеком, чтобы обеспечить безопасность. И это другой формат коммуникаций и другой подход к обучению лошади. Я называю это «научением» лошади проявлять свою агентность (субъектность) с людьми.
Агентность (Agency) - способность индивида к независимым действиям, совершать собственные свободные выборы или действовать по собственному желанию
Кстати подтверждено, что лошади воспринимают нас как других существ, по-разному проявляют свои поведения и взаимодействуют с нами, нежели с сородичами. То есть мы для них не становимся другой лошадью в табуне, а остаемся именно человеком, другим видом млекопитающих. И контакт происходит между двумя разными индивидами.
Поэтому в зависимости от того, какая роль у лошади будет зависеть методика работы, подход к организации сессий, этика, управление благополучием лошадей и их тренинг, и даже то, какие лошади могут участвовать.
2) Откуда это направление пришло в Россию?
Можно было бы ответить, что это направление в Россию пришло исключительно из-за рубежа (США, Австралии или Европы). Где-то в начале 2000-х гг. появились люди, которые сами обучились по отдельному стандарту за рубежом и затем перенесли это в Россию.
Но всё же сотрудничество со специалистами в России открыло, что и у нас есть полностью авторские разработки и подходы, которые сначала появлялись у людей в России на основе их опыта и интереса (иппотерапия, работа с детьми и людьми), а затем уже фокусно нарабатывались знания и навыки, применяя в том числе западные разработки и публикации.
3) В чем состоит её отличие от иппотерапии?
Иппотерапия - это воздействие на физиологию за счёт биомеханики лошади и передачи импульсов от её движения сидящему или лежащему на ней человеку. Здесь четко определяется то, какая лошадь должна быть, размер, качество шага и так далее.
Ипповенция же направлена на решение психоэмоциональных задач человека (взрослого или ребёнка). Причём ключевым является то, что взаимодействие с лошадью управляется (фасилитируется) специалистом (психологом, психотерапевтом, специалистом в области педагогики или коучинга). Само по себе общение с лошадью на конюшне или в поле, без целенаправленного взаимодействия, развивающего или воздействующего на психику человека, не может считаться ипповенцией.
4) В чём заключается эффективность ипповенции?
Я бы выделила как раз два вектора от чего зависит эффективность сессий.
Первый – это непосредственно квалификация специалиста и этика его работы. Например, при выборе психолога, вы вряд ли захотите со сложными ситуациями в семье идти разбираться к учителю старших классов. Вероятно, вы будете искать психолога или психотерапевта с опытом работы с семейными отношениями, так же и в ипповенции.
А второй вектор - это роль лошади и способ её вовлечения, насколько специалист владеет психологией и современными знаниями поведения лошадей, как другого вида.
Дополнительных преимуществ от участия лошадей в сессиях много, и они по разному могут использоваться специалистами по ипповенции.
Особенности жизни и функционирования табуна, как единого организма, их социальные связи, работа нервной и стресс-регулятивных систем лошадей играют свою роль.
Лошади обладают от природы высокой чувствительностью к изменениям в окружающих и в среде их обитания. Поэтому через реакции и поведения лошадей мы получаем необходимую обратную связь без человеческих фильтров.
А пробуя другие стратегии реагирования, управляя состоянием человек может осознавать значимые изменения и учиться новому, проживать свой эмоциональный опыт.
Сессии с лошадьми невозможно проводить в кабинете психолога. Поэтому человек выезжает в другие условия, меняет среду, в которой он привык применять защитные механизмы.
К тому же лошадь живое существо, она ‘трогает наше сердце’, помогая проявиться тому глубокому, что мы сами от себя «успешно» скрываем. Часто доверить что-то лошади бывает легче, чем другому человеку.
Это ещё красивые и большие животные, и мы можем ощущать к ним особенную привязанность или наоборот робость. Наше отношение к лошадям, основанное на культурных особенностях, заложенных смыслах, наши проекции – всё это влияет и позволяет специалисту создавать разные вызовы для достижения целей, с которыми обратился клиент.
Есть исследования, говорящие, что присутствие лошадей может снижать уровень стресса у человека. Но надо помнить, что также есть исследования указывающие, что стресс от человека может передаваться лошадям, а это уже становится вопросом благополучия животных и этики их вовлечения, даже когда работа строится ‘на свободе’. Могут возникать другие поведенческие и психологические динамики между человеком и лошадью на уровне работы нервных и лимбических систем.
Именно поэтому квалификация специалиста всё же на первом месте. Какой контакт с лошадью он поможет создать клиенту, что проявится во время сессии, и как это будет переработано и интегрировано – от этого в совокупности и зависит эффективность сессии.
5) Какие клиенты обращаются за помощью к таким специалистам и лошадям? Обращаются ли конники?
Здесь, как и в психологии, психотерапии или развивающих программах, сам человек стоит перед выбором, к кому обратиться, учитывая свою задачу. Необходимо смотреть, что предлагается, соответствует ли это вашему запросу (например построение отношений или снижение тревожности), обладает ли специалист квалификацией и опытом, нужными в вашей ситуации.
Что касается участников конников. Тут по-разному. Я знаю, что есть подходы в ипповенции, где лошадь должна вызвать ‘вау’ эффект, стимулирующий нервную систему и эмоции. Это способствует усилению восприятия и запоминанию заданного ведущим опыта. Такие подходы для конников, скорее всего, будут работать иначе. В других методах, где ‘вау’ эффект не исключается, но не является самой целью, а специалист фокусирует и управляет другими процессами и динамиками, совсем не важно, какой у вас опыт с лошадьми.
Например, в рамках IFEEL Method, мы создаем взаимодействие через контакт с лошадью, понимание работы нейро-восприятия, своей и лошадиной нервной системы и эмоций, принимая лошадь как сочувствующего и самостоятельного субъекта. В наших программах могут участвовать (и участвуют) профессиональные спортсмены-конники, владельцы конюшен и те, кто лошадь мог до этого встречать только издалека или на картинке.
6) Какую динамику развития ипповенции вы отмечаете в России и странах СНГ? В чем заключаются трудности развития на ваш взгляд?
Я помню, когда в 2015 году я заинтересовалась этой темой (до этого я работала руководителем проектов и топ менеджером в крупных компаниях, а как любитель занималась конкуром), в России я находила единичные предложения. Сейчас же появляются авторские направления, больше людей интересуются этой темой, выходит больше статей.
Я верю, что ипповенция очень перспективное направление для развития конной отрасли в целом, а также для улучшения качества жизни нас самих и наших лошадей.
У владельцев лошадей, конников и просто людей открывается больше возможностей для созидания и сотрудничества с миром природы.
Как и за рубежом ключевая сложность в образовании и оценке квалификации специалистов. Эта область деятельности никак не регулируется. И из-за её разнообразия и возможностей на фоне хороших специалистов встречаются те, кто её дискредитирует ради быстрого заработка или еще каких-то личных целей.
Например, деятельность в иппотерапии как в России, так и в мире, уже достаточно хорошо регламентирована, есть ассоциации, контролирующие качество квалификации и предоставления услуг, обучающие и лицензирующие специалистов.
В Ипповенции же только в некоторых странах, и то только в последние годы стали появляться регулирующие организации и ведутся разработки, которые в будущем помогут людям ориентироваться в обучении и предлагаемых услугах.
Пока же необходимо самостоятельно исследовать предложения и задавать вопросы, чтобы понять, что именно вы приобретете. И не нужно судить по одной сессии обо всей деятельности, и что все окажутся точно такими же, так как ипповенция - это не конкретный метод, а множество направлений и подходов.
7) Существуют ли в России центры или специалисты по ипповенции?
Да, существуют, мы рамках проекта Equilogy выпускали на нашем сайте серию интервью с некоторыми из них (это наш вклад в развитие ипповенции в России). И в том числе благодаря нашему исследованию при создании этих интервью мы узнали, что есть и те специалисты, кто пока не готов выходить на «всеобщее обозрение», но они тоже ведут интересные программы для детей и взрослых.
8) Возможно ли совмещение с другими психологическими практиками, например, арт-терапия?
Совмещение с ипповенцией других направлений очень хорошо работает. Отлично можно совместить сессии по ипповенции с развивающими и творческими практиками, с практиками осознанности, также можно создавать комплексные комбинации с психотерапией, иппотерапией, паллиативной помощью и гериатрией. Что опять показывает, что слово ипповенция может под собой открывать очень разную работу.
С ипповенцией можно объединять даже обучение конному аджилити, работе с лошадью в руках или верхом.
9) Где можно пройти обучение на это направление? Имеются ли курсы повышения квалификации в России?
Аккредитованных образовательных программ пока в России нет. Но уже есть авторские курсы, мастер-классы, семинары и конференции по этой теме. Поэтому для начала пути и изучения темы, информации уже намного больше, чем, например, ещё 5 лет назад.
Если эта профессия интересует, я бы рекомендовала сначала понять, в какой области и с какими клиентами вы хотите работать (дети или взрослые, семьи, клинические случаи или развивающие программы, и т.д.). Потом нужно определить, насколько ваш интерес соответствует текущей квалификации, есть ли у вас уже психологическое образование в нужной области.
Главное, на мой взгляд, напоминать себе, что даже если вы не встретите на 100% подходящего обучения непосредственно в ипповенции, вы можете создать свой авторский метод, пройдя разностороннее обучение в необходимых вам областях.
Для ипповенции наравне со знаниями в области психологии человека, на мой взгляд, очень важно иметь и знания в области психологии, этологии и благополучия лошади, а также в области психологии взаимодействия человека и лошади.
Это также помогает определить и то, какое взаимодействие с лошадьми для вас является принципиальным.
Если же у вас есть знание английского языка, то перед вам открывается еще больше возможностей, потому что благодаря пандемии многие международные уважаемые и действительно глубокие школы адаптировали свои программы для дистанционного обучения.
10) Расскажите о своём наиболее интересном опыте проведения сессии по ипповенции
Буду банальной и скажу, что каждый опыт сессии или многодневной программы для меня уникальный и интересный. Хотя я вспоминаю один эпизод, которым хочу поделиться с читателями.
Тема эта очень острая, как между людьми, так и между человеком и лошадью - это личные границы.
Случай произошел во время 2-х дневного воркшопа в Мюнхене на базе частной фермы. Мы работали по методу IFEEL.
Тогда должно было участвовать 2 лошади, которые почти с рождения живут вместе и дружат. На этой ферме лошади живут в открытой конюшне в группе, сами решают, когда им гулять, есть, пить, быть в домике и т.д. Но, как всегда, жизнь не предсказуема, и потребовались помощь и “приют” одному коню.
И вот в мирную жизнь из двух андалузских кобыл неожиданно ‘врывается’ пожилой арабский мерин, буквально за две недели до воркшопа, а это очень короткий срок для формирования устойчивой группы.
На воркшоп у нас собирались люди из разный стран от Великобритании до Катара, и переносить сроки уже было невозможно.
Конечно, новый мерин взбудоражил дам, но при этом сам оказывал внимание только одной из них, стараясь избегать другую.
Эту другую зовут Джун. Джун яркая рыжая «девушка», она очень бурно реагировала на нового мерина, отгоняя его от себя и отбивая свою подругу от него, иногда даже проявляя нотки агрессии. Надо отдать должное мерину, он вёл себя с полным достоинством и знанием ‘восточного мужчины’, поэтому даже при буре эмоций, всё происходило безопасно внутри уже нового табуна.
Интересный же случай произошел во время практики, где участнице нужно было, руководствуясь новыми знаниями и понимаем себя и полученным опытом работе нервной системы (мы разбирали до этого), определить зону контакта, которая одинаково приемлема для человека и для лошади.
Джун при виде человека в своем пространстве сразу пошла к участнице и довольно быстро. Участница же в ответ показала, где ее граница, и Джун остановилась в полутора метрах. Сама участница не стала подходить ближе, а осталась на своём месте. Тогда Джун попробовала корпусом двинуться вперед, но увидела тот же сигнал от человека. Джун осталась на своём месте. Но вдруг она сложила уши назад и резко повернула голову к человеку. Точно также, как к мерину, когда пыталась его отгонять (и он уже позволял себе не торопиться уходить).
Участница же на этот ‘жест’ от лошади сделала полшага назад, говоря тем самым, «я тебя пониманию и отдаю тебе нужное пространство».
Все, кто наблюдал, заметил, как почти на минуту (а это очень много) лошадь задумалась. Она стояла на своём месте, немного наклонив голову и ‘отжевывая’. Потом Джун снова посмотрела на участницу (‘ушки вперед’), а через секунду, не двигаясь с места, развернула уши назад (несильно) и топнула передней ногой. Участница снова отступила назад, сделав уже целый шаг. Последовал новый этап ‘размышлений’ у лошади. Но уже недолго.
Потом, каждый раз как Джун повторяла разными вариациями языка тела сигнал «уйди», участница отходила.
После чего снова последовала небольшая пауза, и Джун приняла решение, подойти к участнице сама. Джун при этом двигалась спокойно, и участница позволила приблизиться, но остановила лошадь сигналом на расстоянии около метра, и лошадь последовала сигналу. Но через секунду снова топнула ногой. На что участница уже отошла на расстояние около 3 метров. Лошадь снова начала ‘отжевывать’ опустив голову, а участница приняла решение завершить эту практику. Дальше мы с клиентом начали прорабатывать прожитый ею опыт.
Разбирая этот опыт, клиентка смогла прожить те поведенческие и эмоциональные паттерны, которые её психика успешно скрывала от неё в общении с людьми. Например, одним из открытий стало, что клиентка не могла делать уступки в стремлении к цели, и это часто провоцировало сложности в отношениях с коллегами или близкими. Уже на следующей практике с другой лошадью клиентка смогла найти и попробовать для себя иную стратегию поведения, понять как именно она может распознавать свои реакции с людьми, и как может новый опыт применять в жизни.
А что же Джун?
Вовлечение лошадей как субъектов может быть тоже разным. Мы в рамках IFEEL Method выстраиваем работу на уровне субъект порождающего взаимодействия (согласно эгопсихологическому подходу).
В жизни Джун привыкла к близким границам с людьми, да и больше всего напряжения в группе лошадей тоже создавала она.
Честно признаться, в отношении границ людей, её быстрые приближения и близкий контакт поощрялся самими людьми. Мы часто стремимся к физическому контакту с животными поглаживаниями и прикосновениями. У лошадей же в природе это не является основой для привязанности, как у нас.
После этой практики владелец, ведущие и участники обратили внимание, что Джун вдруг стала спокойнее даже при приближении людей. Она как будто иначе почувствовала пространство вокруг себя (свои границы), стала наблюдать за людьми, а не пытаться тыкать их носом и тянуться ко всем через ограждение. Даже в отношениях их новой группы из трёх стало меньше напряжения.
Во второй день вопркшопа мы не стали вовлекать Джун, чтобы дать ей возможность ‘переварить’ полученный опыт, потому что дополнительный контакт человека, переживающего какие-то внутренние открытия может стать лишней эмоциональной нагрузкой для лошади.
Это не единственный случай, когда благодаря тому, что мы начинаем прислушиваться и понимать сигналы наших лошадей об их границах, в лучшую сторону меняется качество нашего контакта и отношения с ними.
И эта история стала очень выразительной в своём проявлении.
Вспоминая её я всегда возвращаюсь к вопросу, как часто мы конники сталкиваемся со словами, что лошадь нас не уважает и надо прежде всего отстоять свои границы?
Да и от психологов мы часто слышим, что самое важное - говорить ‘нет’, хотя и со сказанным ‘нет’ продолжаем испытывать сложности в отношениях.
Работая в ипповенции, я осознала, насколько эта тема глубокая и многослойная. И что одного ‘нет’ недостаточно.
Как и между людьми, тема личных границ недооценена и в наших взаимоотношениях с лошадьми. Для меня личные границы это не про умение сказать ‘нет’, а про умение слышать друг друга и говорить, когда ‘да’.
В источникеМы продолжаем изучать психологию взаимодействия человека и лошади. На этот раз мы решили углубиться в достаточно сложную, но интересную тему - «Ипповенция». Что же это такое, и как оно связано с лошадьми (или - какая роль отводится лошадям)?
Мы пообщались с нашим экспертом - Ириной Долматовой-Эггерс, дипломированным специалистом по Ипповенции (Великобритания), программным директором IFEEL Method (персональное развитие и психотравматология с участием лошадей) по Европе и со-основателем EQUILOGY в России!
1) Что такое ипповенция?
Сам термин «ипповенция» предложен Хансом-Йюрганом Барайссом в Германии в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь» ещё в 90-х годах прошлого века. Он объединил психологическую помощь, психокоррекцию, социализацию, развитие личности и навыков с участием или помощью лошадей. В России этот термин впервые был представлен в научно-исследовательских работах О. Лопуховой и К. Газизова. Хотя до этого уже проводились корпоративные тренинги с участием лошадей и другие программы. Просто они не назывались этим словом.
Интересный факт, что термин «ипповенция» в международном пространстве не прижился. Здесь распространено разделение на equine-facilitated (assisted) learning и equine-facilitated (assisted) psychotherapy - обучение и психотерапия при помощи или содействии лошадей. Но тенденция движения в сторону одного объединяющего термина есть и за рубежом.
Так как ипповенция - направление деятельности, оно включает в себя разные методы работы, подходы и техники воздействия, от психотерапевтических модальностей до обучения и коучинга.
Также отличается способ вовлечения лошади и её роль.
Лошадь может выступать как объект, присутствие которого помогает создавать «вызовы» у клиента, а также усиливать человеческие психологические и эмоциональные динамики. Здесь лошади могут быть объектом человеческих проекций или объектом воздействия нашего поведения, языка тела и состояния. Достаточно часто можно услышать, что лошадь - зеркало, с чем я совсем не согласна, так как лошадь - живое и чувствующее существо. А также есть подходы, где лошадей заранее обучают каким-то трюкам, которые клиент может повторить при определенных условиях и состояниях.
В противоположность этому лошадь может выступать как самостоятельный субъект.
Здесь главным является возможность и способность лошади принимать свои решения, будучи «личностью» другого вида. В таких случаях взаимодействие в сессии строится не столько по правилам какого-то заданного упражнения или элемента, но и исходя из потребностей, текущего состояния как человека (клиента), так и лошади, и на первый план выходит происходящий между ними контакт, который всегда уникален.
При таком вовлечении лошадь не “назначается” зеркалом, потому что изначально мы принимаем, что лошадь реагирует по-своему и что она до встречи с нами уже обладает каким-то состоянием, у неё могут быть свои задачи, желания и реакции, и мы разрешаем этому проявляться через взаимодействие. То есть мы получаем обратную связь от живого существа, и при этом работаем с интерпретацией клиента. Конечно, важно обучить лошадь коммуникации с человеком, чтобы обеспечить безопасность. И это другой формат коммуникаций и другой подход к обучению лошади. Я называю это «научением» лошади проявлять свою агентность (субъектность) с людьми.
Агентность (Agency) - способность индивида к независимым действиям, совершать собственные свободные выборы или действовать по собственному желанию
Кстати подтверждено, что лошади воспринимают нас как других существ, по-разному проявляют свои поведения и взаимодействуют с нами, нежели с сородичами. То есть мы для них не становимся другой лошадью в табуне, а остаемся именно человеком, другим видом млекопитающих. И контакт происходит между двумя разными индивидами.
Поэтому в зависимости от того, какая роль у лошади будет зависеть методика работы, подход к организации сессий, этика, управление благополучием лошадей и их тренинг, и даже то, какие лошади могут участвовать.
2) Откуда это направление пришло в Россию?
Можно было бы ответить, что это направление в Россию пришло исключительно из-за рубежа (США, Австралии или Европы). Где-то в начале 2000-х гг. появились люди, которые сами обучились по отдельному стандарту за рубежом и затем перенесли это в Россию.
Но всё же сотрудничество со специалистами в России открыло, что и у нас есть полностью авторские разработки и подходы, которые сначала появлялись у людей в России на основе их опыта и интереса (иппотерапия, работа с детьми и людьми), а затем уже фокусно нарабатывались знания и навыки, применяя в том числе западные разработки и публикации.
3) В чем состоит её отличие от иппотерапии?
Иппотерапия - это воздействие на физиологию за счёт биомеханики лошади и передачи импульсов от её движения сидящему или лежащему на ней человеку. Здесь четко определяется то, какая лошадь должна быть, размер, качество шага и так далее.
Ипповенция же направлена на решение психоэмоциональных задач человека (взрослого или ребёнка). Причём ключевым является то, что взаимодействие с лошадью управляется (фасилитируется) специалистом (психологом, психотерапевтом, специалистом в области педагогики или коучинга). Само по себе общение с лошадью на конюшне или в поле, без целенаправленного взаимодействия, развивающего или воздействующего на психику человека, не может считаться ипповенцией.
4) В чём заключается эффективность ипповенции?
Я бы выделила как раз два вектора от чего зависит эффективность сессий.
Первый – это непосредственно квалификация специалиста и этика его работы. Например, при выборе психолога, вы вряд ли захотите со сложными ситуациями в семье идти разбираться к учителю старших классов. Вероятно, вы будете искать психолога или психотерапевта с опытом работы с семейными отношениями, так же и в ипповенции.
А второй вектор - это роль лошади и способ её вовлечения, насколько специалист владеет психологией и современными знаниями поведения лошадей, как другого вида.
Дополнительных преимуществ от участия лошадей в сессиях много, и они по разному могут использоваться специалистами по ипповенции.
Особенности жизни и функционирования табуна, как единого организма, их социальные связи, работа нервной и стресс-регулятивных систем лошадей играют свою роль.
Лошади обладают от природы высокой чувствительностью к изменениям в окружающих и в среде их обитания. Поэтому через реакции и поведения лошадей мы получаем необходимую обратную связь без человеческих фильтров.
А пробуя другие стратегии реагирования, управляя состоянием человек может осознавать значимые изменения и учиться новому, проживать свой эмоциональный опыт.
Сессии с лошадьми невозможно проводить в кабинете психолога. Поэтому человек выезжает в другие условия, меняет среду, в которой он привык применять защитные механизмы.
К тому же лошадь живое существо, она ‘трогает наше сердце’, помогая проявиться тому глубокому, что мы сами от себя «успешно» скрываем. Часто доверить что-то лошади бывает легче, чем другому человеку.
Это ещё красивые и большие животные, и мы можем ощущать к ним особенную привязанность или наоборот робость. Наше отношение к лошадям, основанное на культурных особенностях, заложенных смыслах, наши проекции – всё это влияет и позволяет специалисту создавать разные вызовы для достижения целей, с которыми обратился клиент.
Есть исследования, говорящие, что присутствие лошадей может снижать уровень стресса у человека. Но надо помнить, что также есть исследования указывающие, что стресс от человека может передаваться лошадям, а это уже становится вопросом благополучия животных и этики их вовлечения, даже когда работа строится ‘на свободе’. Могут возникать другие поведенческие и психологические динамики между человеком и лошадью на уровне работы нервных и лимбических систем.
Именно поэтому квалификация специалиста всё же на первом месте. Какой контакт с лошадью он поможет создать клиенту, что проявится во время сессии, и как это будет переработано и интегрировано – от этого в совокупности и зависит эффективность сессии.
5) Какие клиенты обращаются за помощью к таким специалистам и лошадям? Обращаются ли конники?
Здесь, как и в психологии, психотерапии или развивающих программах, сам человек стоит перед выбором, к кому обратиться, учитывая свою задачу. Необходимо смотреть, что предлагается, соответствует ли это вашему запросу (например построение отношений или снижение тревожности), обладает ли специалист квалификацией и опытом, нужными в вашей ситуации.
Что касается участников конников. Тут по-разному. Я знаю, что есть подходы в ипповенции, где лошадь должна вызвать ‘вау’ эффект, стимулирующий нервную систему и эмоции. Это способствует усилению восприятия и запоминанию заданного ведущим опыта. Такие подходы для конников, скорее всего, будут работать иначе. В других методах, где ‘вау’ эффект не исключается, но не является самой целью, а специалист фокусирует и управляет другими процессами и динамиками, совсем не важно, какой у вас опыт с лошадьми.
Например, в рамках IFEEL Method, мы создаем взаимодействие через контакт с лошадью, понимание работы нейро-восприятия, своей и лошадиной нервной системы и эмоций, принимая лошадь как сочувствующего и самостоятельного субъекта. В наших программах могут участвовать (и участвуют) профессиональные спортсмены-конники, владельцы конюшен и те, кто лошадь мог до этого встречать только издалека или на картинке.
6) Какую динамику развития ипповенции вы отмечаете в России и странах СНГ? В чем заключаются трудности развития на ваш взгляд?
Я помню, когда в 2015 году я заинтересовалась этой темой (до этого я работала руководителем проектов и топ менеджером в крупных компаниях, а как любитель занималась конкуром), в России я находила единичные предложения. Сейчас же появляются авторские направления, больше людей интересуются этой темой, выходит больше статей.
Я верю, что ипповенция очень перспективное направление для развития конной отрасли в целом, а также для улучшения качества жизни нас самих и наших лошадей.
У владельцев лошадей, конников и просто людей открывается больше возможностей для созидания и сотрудничества с миром природы.
Как и за рубежом ключевая сложность в образовании и оценке квалификации специалистов. Эта область деятельности никак не регулируется. И из-за её разнообразия и возможностей на фоне хороших специалистов встречаются те, кто её дискредитирует ради быстрого заработка или еще каких-то личных целей.
Например, деятельность в иппотерапии как в России, так и в мире, уже достаточно хорошо регламентирована, есть ассоциации, контролирующие качество квалификации и предоставления услуг, обучающие и лицензирующие специалистов.
В Ипповенции же только в некоторых странах, и то только в последние годы стали появляться регулирующие организации и ведутся разработки, которые в будущем помогут людям ориентироваться в обучении и предлагаемых услугах.
Пока же необходимо самостоятельно исследовать предложения и задавать вопросы, чтобы понять, что именно вы приобретете. И не нужно судить по одной сессии обо всей деятельности, и что все окажутся точно такими же, так как ипповенция - это не конкретный метод, а множество направлений и подходов.
7) Существуют ли в России центры или специалисты по ипповенции?
Да, существуют, мы рамках проекта Equilogy выпускали на нашем сайте серию интервью с некоторыми из них (это наш вклад в развитие ипповенции в России). И в том числе благодаря нашему исследованию при создании этих интервью мы узнали, что есть и те специалисты, кто пока не готов выходить на «всеобщее обозрение», но они тоже ведут интересные программы для детей и взрослых.
8) Возможно ли совмещение с другими психологическими практиками, например, арт-терапия?
Совмещение с ипповенцией других направлений очень хорошо работает. Отлично можно совместить сессии по ипповенции с развивающими и творческими практиками, с практиками осознанности, также можно создавать комплексные комбинации с психотерапией, иппотерапией, паллиативной помощью и гериатрией. Что опять показывает, что слово ипповенция может под собой открывать очень разную работу.
С ипповенцией можно объединять даже обучение конному аджилити, работе с лошадью в руках или верхом.
9) Где можно пройти обучение на это направление? Имеются ли курсы повышения квалификации в России?
Аккредитованных образовательных программ пока в России нет. Но уже есть авторские курсы, мастер-классы, семинары и конференции по этой теме. Поэтому для начала пути и изучения темы, информации уже намного больше, чем, например, ещё 5 лет назад.
Если эта профессия интересует, я бы рекомендовала сначала понять, в какой области и с какими клиентами вы хотите работать (дети или взрослые, семьи, клинические случаи или развивающие программы, и т.д.). Потом нужно определить, насколько ваш интерес соответствует текущей квалификации, есть ли у вас уже психологическое образование в нужной области.
Главное, на мой взгляд, напоминать себе, что даже если вы не встретите на 100% подходящего обучения непосредственно в ипповенции, вы можете создать свой авторский метод, пройдя разностороннее обучение в необходимых вам областях.
Для ипповенции наравне со знаниями в области психологии человека, на мой взгляд, очень важно иметь и знания в области психологии, этологии и благополучия лошади, а также в области психологии взаимодействия человека и лошади.
Это также помогает определить и то, какое взаимодействие с лошадьми для вас является принципиальным.
Если же у вас есть знание английского языка, то перед вам открывается еще больше возможностей, потому что благодаря пандемии многие международные уважаемые и действительно глубокие школы адаптировали свои программы для дистанционного обучения.
10) Расскажите о своём наиболее интересном опыте проведения сессии по ипповенции
Буду банальной и скажу, что каждый опыт сессии или многодневной программы для меня уникальный и интересный. Хотя я вспоминаю один эпизод, которым хочу поделиться с читателями.
Тема эта очень острая, как между людьми, так и между человеком и лошадью - это личные границы.
Случай произошел во время 2-х дневного воркшопа в Мюнхене на базе частной фермы. Мы работали по методу IFEEL.
Тогда должно было участвовать 2 лошади, которые почти с рождения живут вместе и дружат. На этой ферме лошади живут в открытой конюшне в группе, сами решают, когда им гулять, есть, пить, быть в домике и т.д. Но, как всегда, жизнь не предсказуема, и потребовались помощь и “приют” одному коню.
И вот в мирную жизнь из двух андалузских кобыл неожиданно ‘врывается’ пожилой арабский мерин, буквально за две недели до воркшопа, а это очень короткий срок для формирования устойчивой группы.
На воркшоп у нас собирались люди из разный стран от Великобритании до Катара, и переносить сроки уже было невозможно.
Конечно, новый мерин взбудоражил дам, но при этом сам оказывал внимание только одной из них, стараясь избегать другую.
Эту другую зовут Джун. Джун яркая рыжая «девушка», она очень бурно реагировала на нового мерина, отгоняя его от себя и отбивая свою подругу от него, иногда даже проявляя нотки агрессии. Надо отдать должное мерину, он вёл себя с полным достоинством и знанием ‘восточного мужчины’, поэтому даже при буре эмоций, всё происходило безопасно внутри уже нового табуна.
Интересный же случай произошел во время практики, где участнице нужно было, руководствуясь новыми знаниями и понимаем себя и полученным опытом работе нервной системы (мы разбирали до этого), определить зону контакта, которая одинаково приемлема для человека и для лошади.
Джун при виде человека в своем пространстве сразу пошла к участнице и довольно быстро. Участница же в ответ показала, где ее граница, и Джун остановилась в полутора метрах. Сама участница не стала подходить ближе, а осталась на своём месте. Тогда Джун попробовала корпусом двинуться вперед, но увидела тот же сигнал от человека. Джун осталась на своём месте. Но вдруг она сложила уши назад и резко повернула голову к человеку. Точно также, как к мерину, когда пыталась его отгонять (и он уже позволял себе не торопиться уходить).
Участница же на этот ‘жест’ от лошади сделала полшага назад, говоря тем самым, «я тебя пониманию и отдаю тебе нужное пространство».
Все, кто наблюдал, заметил, как почти на минуту (а это очень много) лошадь задумалась. Она стояла на своём месте, немного наклонив голову и ‘отжевывая’. Потом Джун снова посмотрела на участницу (‘ушки вперед’), а через секунду, не двигаясь с места, развернула уши назад (несильно) и топнула передней ногой. Участница снова отступила назад, сделав уже целый шаг. Последовал новый этап ‘размышлений’ у лошади. Но уже недолго.
Потом, каждый раз как Джун повторяла разными вариациями языка тела сигнал «уйди», участница отходила.
После чего снова последовала небольшая пауза, и Джун приняла решение, подойти к участнице сама. Джун при этом двигалась спокойно, и участница позволила приблизиться, но остановила лошадь сигналом на расстоянии около метра, и лошадь последовала сигналу. Но через секунду снова топнула ногой. На что участница уже отошла на расстояние около 3 метров. Лошадь снова начала ‘отжевывать’ опустив голову, а участница приняла решение завершить эту практику. Дальше мы с клиентом начали прорабатывать прожитый ею опыт.
Разбирая этот опыт, клиентка смогла прожить те поведенческие и эмоциональные паттерны, которые её психика успешно скрывала от неё в общении с людьми. Например, одним из открытий стало, что клиентка не могла делать уступки в стремлении к цели, и это часто провоцировало сложности в отношениях с коллегами или близкими. Уже на следующей практике с другой лошадью клиентка смогла найти и попробовать для себя иную стратегию поведения, понять как именно она может распознавать свои реакции с людьми, и как может новый опыт применять в жизни.
А что же Джун?
Вовлечение лошадей как субъектов может быть тоже разным. Мы в рамках IFEEL Method выстраиваем работу на уровне субъект порождающего взаимодействия (согласно эгопсихологическому подходу).
В жизни Джун привыкла к близким границам с людьми, да и больше всего напряжения в группе лошадей тоже создавала она.
Честно признаться, в отношении границ людей, её быстрые приближения и близкий контакт поощрялся самими людьми. Мы часто стремимся к физическому контакту с животными поглаживаниями и прикосновениями. У лошадей же в природе это не является основой для привязанности, как у нас.
После этой практики владелец, ведущие и участники обратили внимание, что Джун вдруг стала спокойнее даже при приближении людей. Она как будто иначе почувствовала пространство вокруг себя (свои границы), стала наблюдать за людьми, а не пытаться тыкать их носом и тянуться ко всем через ограждение. Даже в отношениях их новой группы из трёх стало меньше напряжения.
Во второй день вопркшопа мы не стали вовлекать Джун, чтобы дать ей возможность ‘переварить’ полученный опыт, потому что дополнительный контакт человека, переживающего какие-то внутренние открытия может стать лишней эмоциональной нагрузкой для лошади.
Это не единственный случай, когда благодаря тому, что мы начинаем прислушиваться и понимать сигналы наших лошадей об их границах, в лучшую сторону меняется качество нашего контакта и отношения с ними.
И эта история стала очень выразительной в своём проявлении.
Вспоминая её я всегда возвращаюсь к вопросу, как часто мы конники сталкиваемся со словами, что лошадь нас не уважает и надо прежде всего отстоять свои границы?
Да и от психологов мы часто слышим, что самое важное - говорить ‘нет’, хотя и со сказанным ‘нет’ продолжаем испытывать сложности в отношениях.
Работая в ипповенции, я осознала, насколько эта тема глубокая и многослойная. И что одного ‘нет’ недостаточно.
Как и между людьми, тема личных границ недооценена и в наших взаимоотношениях с лошадьми. Для меня личные границы это не про умение сказать ‘нет’, а про умение слышать друг друга и говорить, когда ‘да’.
В источнике