Интервью месяца: Юлия Павленко
Интервью месяца: Юлия Павленко

В рубрике «Интервью месяца» — действующая чемпионка России по пробегам Юлия Павленко. Спортсменка подробно рассказала о пробегах, разложила по полочкам процесс подготовки лошадей к выступлениям, а также поделилась интересными историями о своём боевом партнёре, Ниацине.
— Расскажите о пробегах: как обычно попадают в дисциплину, ведь это не специализация в СШОРах, и как в нее пришли вы?
— В пробеги приходят всадники, которые хотят выйти за границы привычного понимания конного спорта. Каждая дисциплина – значимая, и по-своему очень сложная, будь то выездка, конкур, или троеборье. Но трудно поспорить с тем, что пробеги – это что-то иное, нетипичное, непонятное, и даже пугающее. К тому же о спорте в России знают мало, его редко освещают в СМИ, что очень несправедливо. Этот вид спорта достоин внимания, он популярен в Европе, Америке, Австралии и Арабских странах. Что касается меня: я начала путь с выездки, и считаю это правильным, ведь база глобально одна, неважно, едешь ты по еврогрунту, или по травяному полю. После того, как я освоила ключевую базу, перешла в конкур – это было моей мечтой с детства. Я начала сотрудничество с Борисом Сергеевичем Кузьминым – невероятным тренером, которого, увы, больше нет. Я успела принять участие в двух турнирах по конкуру. О пробегах же я узнала в КСК «Отрада», тогда Николай Николаевич Гоголь создавал свою endurance-команду, он сам активно выступал, имел пласт знаний и пул лошадей и большое желание популяризировать эту дисциплину. Я начала присоединяться к их тренировкам на своих конкурных лошадях – кони были в шоке! Я быстро полюбила это чувство свободы, ощущение единения с природой и с лошадью, чувство, когда лошадь наслаждается тренировкой не меньше, чем всадник. Для лошади важно чувствовать себя свободной. В одно время я пыталась совмещать конкур и пробеги, но мне все же стало тесно в четырех стенах, и я целенаправленно углубилась в пробеги. Пока основным способом привлекать людей в дисциплину является сарафанное радио: кто-то рассказал, где-то увидели, что-то попробовали и остались. На мой взгляд пробегам не хватает продвижения. Сейчас становится лучше – Николай Николаевич Гоголь, Александр Анатольевич Пономаренко активно продвигают пробеги, благодаря этому все больше людей пробуют свои силы в пробегах и остаются в дисциплине.
— Как проходят соревнования по пробегам? Опишите их для тех, кто никогда не бывал на старте.
— Пробеги – это дисциплина конного спорта , в которой спортивная пара преодолевает дистанцию – от квалификационных 40 километров до королевских 160 километров, по заранее определенному маршруту, пересеченной местности с разнообразным грунтом, рельефом и перепадом высот. Нужно затратить на это минимум времени, но при этом обеспечить благополучие лошади. Любая дистанция делится на отрезки, 160 километров проводится в шесть или в пять этапов. После прохождения каждого этапа – пересечения линии финиша, паре отводится 15 минут, чтобы восстановить пульс лошади до 64 ударов в минуту и войти в зону ветеринарного контроля. Если вы не укладываетесь в это время – вас снимают. В зоне контроля в первую очередь проверяют пульс, а затем – если он снизился до 64 ударов, приступают к осмотру лошади. Проверяют, не хромает ли лошадь, не обезвожена ли она. Смотрят на состояние слизистых, капилляров, состояние спины и мышц, слушают перестальтику, проверяют, нет ли натертостей или ран – любое появление крови влечет за собой исключение. Оценивается общее состояние лошади. Если хоть один из показателей не в норме, пара снимается с дистанции на любом ее этапе, даже после финиша. Бывает и так, что все показатели в норме, но врачам не нравится общее состояние, это тоже становится причиной исключения. Когда всадник и лошадь пересекают линию финиша этапа, этап не считают законченным. Время фиксируется только после того, как лошадь заходит в зону ветеринарного контроля. Поэтому в пробегах очень важно быстро восстановить пульс лошади, и здесь огромную роль играет профессионализм команды. Это чем-то напоминает «Формулу-1», когда команде механиков нужно быстро поменять колеса на пит-стопе. Нужно быстро расседлать лошадь, не переставать отшагивать ее, дать попить, померить пульс, отвести в зону контроля. Всадник должен хорошо чувствовать свою лошадь и понимать, в каком она состоянии и находить правильный баланс. Например, пара может быстро финишировать на этапе, но потратить на восстановление 10 минут из 15. Вторая пара завершает этап медленнее, но после финиша восстанавливается за минуту. Но только одна лошадь будет без сил, другая – с запасом энергии. Соответственно наша задача – показать максимальную скорость преодоления при минимальном времени восстановления лошади. Привести животное в такую форму – высший пилотаж. Побеждает тот, кто первым приходит к финишу и проходит ветеринарный контроль после завершения последнего рубежа. Пробеги – это всегда ранние подъемы, на дистанцию 160 километров стартуют в половину пятого или в пять утра. А на Чемпионате России из-за большой жары мы даже стартовали в 2:30 ночи с фонариками. Поэтому на дистанции ты можешь встречать рассветы и провожать закаты. На квалификационных дистанциях 40 и 80 километров еще можно выспаться, они обычно начинаются после 9:00. Но после 100 км поспать уже не выйдет. На этапах вы наслаждаетесь природой, погодой, движением. Задача всадника это максимальное расслабление, а также чувство лошади. Перегнать очень легко…. На самом старте все лошади очень активные и взбудораженные, важно не поддаваться. И конечно важно не забывать менять ногу лошади на кентере каждые три километра.
— Едят ли лошади и всадники во время прохождения дистанции?
— Лошади могут поесть, попить и получить специальные спортивные добавки. Всадники едят редко. Я никогда не ем, только пью много воды с электролитами. И вообще редко вижу, чтобы кто-то ел из всадников. После крупных соревнований потеря трех килограмм веса гарантирована!
— Существуют ли квалификации на каждую дистанцию?
— Всадник и лошадь обязательно должны получить квалификации. Это может происходить, как в паре, так и отдельно. Минимальная квалификационная дистанция — 40 км. Проводится в два этапа по 20 километров. Из особенностей: только на этой дистанции нужно опускать пульс лошади до 56 уд/мин. Правило это существует для того, чтобы всадники не превышали скорость на молодых лошадях, потому что восстановить лошадь до 56 ударов сердца в минуту сложнее, соответственно и ехать нужно сильно медленнее. Лошади выступают в пробегах с пяти лет. Следующая квалификация — 1*. Это 80 или 100 километров, которые проводятся в три и четыре этапа соответственно. На 100 километров лошадь допускается с шести лет. LL 2* — 120 километров. Лошадь допускается с семи лет. Дистанция чаще разделена на пять этапов, но встречается и в четыре этапа. Ну и HL 3* — это 160 километров. Лошадь допускается с восьми лет. Традиционно в шесть этапов, реже в пять этапов. Соответственно всадник и лошадь могут принимать участие на 160 километров при успешном завершении хотя бы один раз всех предыдущих дистанций (40, 80 или 100, 120).
— Какие лошади лучше всего подходят для пробегов?
— Ключевые критерии, которым должна соответствовать лошадь для пробегов:
- Выносливость (главный критерий) — способность долго работать в аэробном режиме, эффективно используя энергию и кислород;
- Крепкая конституция — здоровые, сильные сухожилия, связки, суставы и копыта, устойчивые к длительным нагрузкам;
- Экономичные движения — плавный, энергосберегающий ход, который позволяет проходить большие расстояния с минимальными затратами сил;
- Хорошие сердечно-сосудистая и дыхательная системы — большое сердце и объемные легкие, обеспечивающие эффективное снабжение мышц кислородом;
- Хорошие восстановительные способности — умение быстро снижать пульс и дыхание после нагрузки, что критично для прохождения ветеринарного контроля;
- Психическая устойчивость — спокойный, уравновешенный характер, желание двигаться вперед, послушание и умение экономить силы, а не паниковать или «нести». Хотя молодые лошади паникуют на первых соревнованиях, и это тоже нормально. Главное, чтобы в целом лошадь слышала всадника, с опытом паника пройдет.
Если же говорить о породах, то можно выделить следующие:
Арабская порода и ее помеси. Отличается генетикой, ведь она веками выводились для длительных переходов по пустыне. Это «золотой стандарт» в пробегах. Арабские лошади обладают феноменальной выносливостью, большим объемом легких и, что особенно важно, большим сердцем относительно размеров тела (знаменитый «фактор С»). Плюс у них энергоэффективные, плавные аллюры, быстро снижается пульс на ветконтроле. Они очень выносливы ментально, упорные, но при этом часто бывают горячими, что требует опытного всадника. А помеси сочетают в себе выносливость араба с мощью других пород.
Кабардинские и Карачаевские лошади. Породы, которые по своим качествам очень близка к арабской. Неприхотливые, очень выносливые, с крепкими копытами, идеально приспособленные к сложному рельефу и жаркому климату. Классические «рабочие» лошади для длинных переходов.
Ахалтекинская порода. Редко, но встречается в пробегах. Тоже одна из древнейших и выносливых пород. Строением тела напоминают борзую собаку: сухие, поджарые, с длинными линиями. Обладают выносливостью и способностью переносить жару и жажду. Требуют тонкого подхода из-за чувствительной психики.
Терская порода. Создавались на основе арабских, поэтому унаследовали их лучшие качества: выносливость, крепкое здоровье и легкие движения. При этом часто обладают более спокойным и покладистым характером. Однако часто их рост слишком высокий для пробегов, что повышает риск травм:
Арабские помеси с некоторыми пони (Хайленд, Уэльский). Такое разведение распространено во Франции: пони очень крепкие, выносливые, с отличными копытами. Не обладают большой скоростью, но могут показывать блестящие результаты на сложном рельефе благодаря своей силе и неутомимости. В сочетании с арабами получается сильная и скоростная лошадь для пробегов.
Однако любая лошадь, даже беспородная, может стать пробежной, если она обладает нужной физиологией и психикой. И такое случается, что чемпионами становятся лошади неизвестного происхождения, которые прошли грамотный тренинг.
— Как проходит подготовка лошади для пробегов?
— Тренинг зависит от многих факторов, основные из которых: возраст лошади, ее опыт на стартах, состояние здоровья и текущая форма. Что важно учитывать всегда? Во-первых, постепенность и систематичность. Нагрузка увеличивается медленно и планомерно. Невозможно подготовить лошадь к 100 километрам за месяц. Это всегда долгий процесс. Например, своих лошадей к дистанции 160 километров я подготавливаю полгода. Важно учитывать последовательность. Тренировки строятся по принципу «от простого к сложному» — сначала увеличивается объем, затем интенсивность. Наконец, регулярный отдых и восстановление. Прогресс происходит во время отдыха, когда организм адаптируется к нагрузкам. Без полноценного восстановления высок риск травм и перетренированности. Поэтому важно понимать каждую конкретную лошадь и следить за динамикой прогресса. Мы, в том числе, регулярно берем у лошадей анализы крови, чтобы отслеживать показатели и не пропустить момент, когда лошадь уже работает на пределе и ей необходим отдых.
Попробуем выделить некоторые фундаментальные основы подготовки. Подготовку можно разделить на три основных этапа. Первый этап: базовая подготовка. Это некий фундамент, который закладывает основу выносливости и подготавливает мышцы лошади. Если я не ошибаюсь, говорят, что шаг — король аллюров. Наша дисциплина не исключение. На первом этапе идёт Работа шагом на низком пульсе. Это основа основ. Лошадь учат долго и экономично двигаться. Минимальное время шага на каждой тренировке — 1 час 30 минут, максимум же мы делаем лошадям тренировки по 8 часов шагом. Это нужно, чтобы развить характер, выносливость, укрепить мышцы, связки, сухожилия и кости. Добавляется силовая подготовка — подъемы в горку шагом, работа в глубоком песке (в меру) для укрепления мышц спины и задних ног. Длительные медленные дистанции также тренируют характер лошади. Перед переходом к следующему этапу подготовки к соревнованиям лошади могут больше месяца выполнять только шаговые тренировки.
Второй этап — специальная подготовка и развитие «хода» лошади. Когда создан хороший мышечный и аэробный фундамент, добавляется работа над движениями, чтобы научить лошадь двигаться быстрее, сохраняя стабильный пульс. Лошадь на каждой тренировке также ходит шагом 1-1,5 часа; эта базовая часть никуда не уходит. Но добавляется работа на галопе (кентере). Постепенно увеличиваем объем галопа до 10 км в день. Важно внимательно следить за скоростью. Сначала работаем галопом на скоростях 16-17 км/ч, далее постепенно повышаем скорость до 20 км/ч. Важно в этот период поставить лошадь на «ход» (в основном это касается молодых лошадей, так как взрослые уже знают, что это такое). Это когда лошадь двигается равномерно, не сбавляя и не увеличивая скорость, при этом расслабляется и делает очень экономичные движения, благодаря чему ее мышцы устают меньше.
Третий этап — основная подготовка к соревнованиям, длится от двух месяцев до полугода в зависимости от дистанции. Делаем работу на темпе — лошадь пробегает отрезок 5-10 км в устойчивом темпе, как я уже говорила, на «ходу». Начинаем со скорости 16 км/ч, увеличиваем до 21 км/ч (достаточно быстрый темп, на грани анаэробного порога), затем интервальные тренировки, или анаэробный режим. Два раза в неделю делаются ускорения на высоких скоростях, чтобы пульс достиг анаэробной зоны. И, наконец, прикидки — имитация соревнований. Их можно делать как на домашней трассе, так и в условиях реальных стартов. То есть проводятся длительные тренировки (от 40 до 120 км в зависимости от целей и планируемой дистанции) в том темпе, с которым планируется бежать на соревнованиях. Это проверка всего: состояния лошади, времени восстановления, мышц, метаболизма, амуниции, — готовности всадника и лошади к соревнованиям. В тренировочном процессе проводится несколько таких прикидок. Я однажды насчитала, что мы сделали семь прикидок с моей лошадью при подготовке к соревнованиям.
И всё же выделю отдельно четвёртый этап — подводка непосредственно к выступлению и восстановление. За одну-две недели до старта нагрузка снижается, чтобы лошадь подошла к старту свежей и отдохнувшей. На этом этапе проводятся короткие, легкие работы, преимущественно шагом, чтобы снять усталость, но сохранить тонус мышц и пиковую форму.
— Расскажите о Ниацине – вашем боевом партнере. Какой он породы, приобретали ли вы эту лошадь специально для пробегов? Как выбирали?
— Ниацин арабской породы, русского происходждения. В его родословной Друг и Наука — одно из лучших сочетаний в пробежном разведении. Ему 10 лет, он только входит в пик своей формы. Эта лошадь в нашей команде четыре года. Казалось, еще недавно он делал свои первые квалификационные соревнования, а сегодня он уже чемпион на самой значимой дистанции 160 километров, время летит! Выбирали его целенаправленно для пробегов. Его отличало то, что он всегда хотел бежать. Мне кажется, я вообще никогда не видела его уставшим или в плохом настроении.
— Какой он по характеру? Что любит больше всего, и что у него лучше всего получается?
— Мы ласково называем его Няша. И у нас уже сложился слоган про него: «Няша — безумие и отвага». Это точно про него. Выпучит глаза и пошел! Он настоящий боец, и он по-настоящему любит пробеги. В нем ты никогда не сомневаешься и знаешь, что он пойдет до конца и выйдет за пределы лошадиных возможностей. Лучше всего у него получаются скаковые финиши за победу, он уже не раз это доказал. На дистанции 160 км он тоже выиграл скаковой финиш. Я потом смотрела отчет по часам Garmin, где была указана максимальная скорость — 64 км/ч. Когда у лошади после пройденных 160 км есть силы, а главное — желание бороться за финиш на просто запредельных скаковых скоростях, это что-то невероятное. Это не только грамотный тренинг, это — характер, это — сила духа. Любит больше всего он, наверное, свободу и просторы Кавказа. И еще, мне кажется, что он любит человека. На дистанции это особенно чувствуется. Ведь лошади побеждают только ради нас: им то не нужны эти медали, они выкладываются для нас.
— Сколько лошадей обычно в работе у топового спортсмена-пробежника? Как часто они могут стартовать в сезоне?
— Это интересный вопрос. Для себя я вывела формулу, что на одного всадника нужно по две лошади каждого года рождения, поэтому каждый год я присматриваю перспективных жеребят. Но количество — не равно качество. Поэтому тут нельзя вывести какое-то среднее значение. Тем более, в нашем понимании лошади делятся на молодых (которые делают свои первые квалификации на 40-80 км), подрастающих (которые уже выходят на дистанции 100 и 120 км, но пока что на низких скоростях), основной состав (которые борются за победы на дистанциях 120 и 160 км). Чтобы охватить все крупные старты в сезоне, всаднику необходимо 3-4 лошади основного состава. Ответить на вопрос, как часто они могут стартовать в сезоне, тоже не так просто. У каждого тут свой подход. На мой взгляд, лошадь основного состава может делать одну скоростную гонку в сезоне или максимум две — при условии, что они разнесены по времени. Например, весной и осенью, с перерывом между ними в 5-6 месяцев. Здесь мы говорим о скоростных гонках на победу на дистанциях 120 и 160 км.
Почему так? В процессе подготовки к соревнованиям лошадь несет колоссальные нагрузки. Это огромная нагрузка на ноги, сердце, печень и другие метаболические процессы. Соревнования — это дополнительный уровень стресса и особенно большая нагрузка. Даже если на первый взгляд лошадь перенесла соревнования отлично (у нее ровные движения, ноги без отеков, нет мышечных зажатостей и хорошее настроение), она все равно получила микротравмы. Эти микротравмы в сочетании с дополнительной нагрузкой могут привести к серьезным рискам и серьезным травмам. Поэтому надо дать лошади время на восстановление. Есть такой термин, как усталость металла, когда мотоцикл долгое время едет и всё отлично, а потом разваливается в один день на части. Мне кажется, у живых существ точно также.
Лошадь — это живое существо. У них бывает такое же «выгорание», как и у нас. Лошадь должна отдохнуть, в том числе ментально. Она должна соскучиться по пробегам. Например, лошади, на которых я стартую на Чемпионате России на 160 км (а он традиционно проходит в середине сезона, в июле), уходят отдыхать до следующего сезона, потому что последующие гонки, на мой взгляд, уже слишком близко. А лошади, на которых я стартую весной, готовятся еще на один старт осенью, так как они успевают восстановиться должным образом. Это моё мнение, далеко не все думают также. Но я замечаю, что лошади, которые стартуют слишком часто, в итоге травмируются. А это уже другое время и на лечение и на восстановление.
Что касается молодых лошадей и подрастающих — думаю, что они могут делать до четырёх стартов в год, соответственно, на небольшие дистанции и с невысокими скоростями.
В источнике
В рубрике «Интервью месяца» — действующая чемпионка России по пробегам Юлия Павленко. Спортсменка подробно рассказала о пробегах, разложила по полочкам процесс подготовки лошадей к выступлениям, а также поделилась интересными историями о своём боевом партнёре, Ниацине.
— Расскажите о пробегах: как обычно попадают в дисциплину, ведь это не специализация в СШОРах, и как в нее пришли вы?
— В пробеги приходят всадники, которые хотят выйти за границы привычного понимания конного спорта. Каждая дисциплина – значимая, и по-своему очень сложная, будь то выездка, конкур, или троеборье. Но трудно поспорить с тем, что пробеги – это что-то иное, нетипичное, непонятное, и даже пугающее. К тому же о спорте в России знают мало, его редко освещают в СМИ, что очень несправедливо. Этот вид спорта достоин внимания, он популярен в Европе, Америке, Австралии и Арабских странах. Что касается меня: я начала путь с выездки, и считаю это правильным, ведь база глобально одна, неважно, едешь ты по еврогрунту, или по травяному полю. После того, как я освоила ключевую базу, перешла в конкур – это было моей мечтой с детства. Я начала сотрудничество с Борисом Сергеевичем Кузьминым – невероятным тренером, которого, увы, больше нет. Я успела принять участие в двух турнирах по конкуру. О пробегах же я узнала в КСК «Отрада», тогда Николай Николаевич Гоголь создавал свою endurance-команду, он сам активно выступал, имел пласт знаний и пул лошадей и большое желание популяризировать эту дисциплину. Я начала присоединяться к их тренировкам на своих конкурных лошадях – кони были в шоке! Я быстро полюбила это чувство свободы, ощущение единения с природой и с лошадью, чувство, когда лошадь наслаждается тренировкой не меньше, чем всадник. Для лошади важно чувствовать себя свободной. В одно время я пыталась совмещать конкур и пробеги, но мне все же стало тесно в четырех стенах, и я целенаправленно углубилась в пробеги. Пока основным способом привлекать людей в дисциплину является сарафанное радио: кто-то рассказал, где-то увидели, что-то попробовали и остались. На мой взгляд пробегам не хватает продвижения. Сейчас становится лучше – Николай Николаевич Гоголь, Александр Анатольевич Пономаренко активно продвигают пробеги, благодаря этому все больше людей пробуют свои силы в пробегах и остаются в дисциплине.
— Как проходят соревнования по пробегам? Опишите их для тех, кто никогда не бывал на старте.
— Пробеги – это дисциплина конного спорта , в которой спортивная пара преодолевает дистанцию – от квалификационных 40 километров до королевских 160 километров, по заранее определенному маршруту, пересеченной местности с разнообразным грунтом, рельефом и перепадом высот. Нужно затратить на это минимум времени, но при этом обеспечить благополучие лошади. Любая дистанция делится на отрезки, 160 километров проводится в шесть или в пять этапов. После прохождения каждого этапа – пересечения линии финиша, паре отводится 15 минут, чтобы восстановить пульс лошади до 64 ударов в минуту и войти в зону ветеринарного контроля. Если вы не укладываетесь в это время – вас снимают. В зоне контроля в первую очередь проверяют пульс, а затем – если он снизился до 64 ударов, приступают к осмотру лошади. Проверяют, не хромает ли лошадь, не обезвожена ли она. Смотрят на состояние слизистых, капилляров, состояние спины и мышц, слушают перестальтику, проверяют, нет ли натертостей или ран – любое появление крови влечет за собой исключение. Оценивается общее состояние лошади. Если хоть один из показателей не в норме, пара снимается с дистанции на любом ее этапе, даже после финиша. Бывает и так, что все показатели в норме, но врачам не нравится общее состояние, это тоже становится причиной исключения. Когда всадник и лошадь пересекают линию финиша этапа, этап не считают законченным. Время фиксируется только после того, как лошадь заходит в зону ветеринарного контроля. Поэтому в пробегах очень важно быстро восстановить пульс лошади, и здесь огромную роль играет профессионализм команды. Это чем-то напоминает «Формулу-1», когда команде механиков нужно быстро поменять колеса на пит-стопе. Нужно быстро расседлать лошадь, не переставать отшагивать ее, дать попить, померить пульс, отвести в зону контроля. Всадник должен хорошо чувствовать свою лошадь и понимать, в каком она состоянии и находить правильный баланс. Например, пара может быстро финишировать на этапе, но потратить на восстановление 10 минут из 15. Вторая пара завершает этап медленнее, но после финиша восстанавливается за минуту. Но только одна лошадь будет без сил, другая – с запасом энергии. Соответственно наша задача – показать максимальную скорость преодоления при минимальном времени восстановления лошади. Привести животное в такую форму – высший пилотаж. Побеждает тот, кто первым приходит к финишу и проходит ветеринарный контроль после завершения последнего рубежа. Пробеги – это всегда ранние подъемы, на дистанцию 160 километров стартуют в половину пятого или в пять утра. А на Чемпионате России из-за большой жары мы даже стартовали в 2:30 ночи с фонариками. Поэтому на дистанции ты можешь встречать рассветы и провожать закаты. На квалификационных дистанциях 40 и 80 километров еще можно выспаться, они обычно начинаются после 9:00. Но после 100 км поспать уже не выйдет. На этапах вы наслаждаетесь природой, погодой, движением. Задача всадника это максимальное расслабление, а также чувство лошади. Перегнать очень легко…. На самом старте все лошади очень активные и взбудораженные, важно не поддаваться. И конечно важно не забывать менять ногу лошади на кентере каждые три километра.
— Едят ли лошади и всадники во время прохождения дистанции?
— Лошади могут поесть, попить и получить специальные спортивные добавки. Всадники едят редко. Я никогда не ем, только пью много воды с электролитами. И вообще редко вижу, чтобы кто-то ел из всадников. После крупных соревнований потеря трех килограмм веса гарантирована!
— Существуют ли квалификации на каждую дистанцию?
— Всадник и лошадь обязательно должны получить квалификации. Это может происходить, как в паре, так и отдельно. Минимальная квалификационная дистанция — 40 км. Проводится в два этапа по 20 километров. Из особенностей: только на этой дистанции нужно опускать пульс лошади до 56 уд/мин. Правило это существует для того, чтобы всадники не превышали скорость на молодых лошадях, потому что восстановить лошадь до 56 ударов сердца в минуту сложнее, соответственно и ехать нужно сильно медленнее. Лошади выступают в пробегах с пяти лет. Следующая квалификация — 1*. Это 80 или 100 километров, которые проводятся в три и четыре этапа соответственно. На 100 километров лошадь допускается с шести лет. LL 2* — 120 километров. Лошадь допускается с семи лет. Дистанция чаще разделена на пять этапов, но встречается и в четыре этапа. Ну и HL 3* — это 160 километров. Лошадь допускается с восьми лет. Традиционно в шесть этапов, реже в пять этапов. Соответственно всадник и лошадь могут принимать участие на 160 километров при успешном завершении хотя бы один раз всех предыдущих дистанций (40, 80 или 100, 120).
— Какие лошади лучше всего подходят для пробегов?
— Ключевые критерии, которым должна соответствовать лошадь для пробегов:
- Выносливость (главный критерий) — способность долго работать в аэробном режиме, эффективно используя энергию и кислород;
- Крепкая конституция — здоровые, сильные сухожилия, связки, суставы и копыта, устойчивые к длительным нагрузкам;
- Экономичные движения — плавный, энергосберегающий ход, который позволяет проходить большие расстояния с минимальными затратами сил;
- Хорошие сердечно-сосудистая и дыхательная системы — большое сердце и объемные легкие, обеспечивающие эффективное снабжение мышц кислородом;
- Хорошие восстановительные способности — умение быстро снижать пульс и дыхание после нагрузки, что критично для прохождения ветеринарного контроля;
- Психическая устойчивость — спокойный, уравновешенный характер, желание двигаться вперед, послушание и умение экономить силы, а не паниковать или «нести». Хотя молодые лошади паникуют на первых соревнованиях, и это тоже нормально. Главное, чтобы в целом лошадь слышала всадника, с опытом паника пройдет.
Если же говорить о породах, то можно выделить следующие:
Арабская порода и ее помеси. Отличается генетикой, ведь она веками выводились для длительных переходов по пустыне. Это «золотой стандарт» в пробегах. Арабские лошади обладают феноменальной выносливостью, большим объемом легких и, что особенно важно, большим сердцем относительно размеров тела (знаменитый «фактор С»). Плюс у них энергоэффективные, плавные аллюры, быстро снижается пульс на ветконтроле. Они очень выносливы ментально, упорные, но при этом часто бывают горячими, что требует опытного всадника. А помеси сочетают в себе выносливость араба с мощью других пород.
Кабардинские и Карачаевские лошади. Породы, которые по своим качествам очень близка к арабской. Неприхотливые, очень выносливые, с крепкими копытами, идеально приспособленные к сложному рельефу и жаркому климату. Классические «рабочие» лошади для длинных переходов.
Ахалтекинская порода. Редко, но встречается в пробегах. Тоже одна из древнейших и выносливых пород. Строением тела напоминают борзую собаку: сухие, поджарые, с длинными линиями. Обладают выносливостью и способностью переносить жару и жажду. Требуют тонкого подхода из-за чувствительной психики.
Терская порода. Создавались на основе арабских, поэтому унаследовали их лучшие качества: выносливость, крепкое здоровье и легкие движения. При этом часто обладают более спокойным и покладистым характером. Однако часто их рост слишком высокий для пробегов, что повышает риск травм:
Арабские помеси с некоторыми пони (Хайленд, Уэльский). Такое разведение распространено во Франции: пони очень крепкие, выносливые, с отличными копытами. Не обладают большой скоростью, но могут показывать блестящие результаты на сложном рельефе благодаря своей силе и неутомимости. В сочетании с арабами получается сильная и скоростная лошадь для пробегов.
Однако любая лошадь, даже беспородная, может стать пробежной, если она обладает нужной физиологией и психикой. И такое случается, что чемпионами становятся лошади неизвестного происхождения, которые прошли грамотный тренинг.
— Как проходит подготовка лошади для пробегов?
— Тренинг зависит от многих факторов, основные из которых: возраст лошади, ее опыт на стартах, состояние здоровья и текущая форма. Что важно учитывать всегда? Во-первых, постепенность и систематичность. Нагрузка увеличивается медленно и планомерно. Невозможно подготовить лошадь к 100 километрам за месяц. Это всегда долгий процесс. Например, своих лошадей к дистанции 160 километров я подготавливаю полгода. Важно учитывать последовательность. Тренировки строятся по принципу «от простого к сложному» — сначала увеличивается объем, затем интенсивность. Наконец, регулярный отдых и восстановление. Прогресс происходит во время отдыха, когда организм адаптируется к нагрузкам. Без полноценного восстановления высок риск травм и перетренированности. Поэтому важно понимать каждую конкретную лошадь и следить за динамикой прогресса. Мы, в том числе, регулярно берем у лошадей анализы крови, чтобы отслеживать показатели и не пропустить момент, когда лошадь уже работает на пределе и ей необходим отдых.
Попробуем выделить некоторые фундаментальные основы подготовки. Подготовку можно разделить на три основных этапа. Первый этап: базовая подготовка. Это некий фундамент, который закладывает основу выносливости и подготавливает мышцы лошади. Если я не ошибаюсь, говорят, что шаг — король аллюров. Наша дисциплина не исключение. На первом этапе идёт Работа шагом на низком пульсе. Это основа основ. Лошадь учат долго и экономично двигаться. Минимальное время шага на каждой тренировке — 1 час 30 минут, максимум же мы делаем лошадям тренировки по 8 часов шагом. Это нужно, чтобы развить характер, выносливость, укрепить мышцы, связки, сухожилия и кости. Добавляется силовая подготовка — подъемы в горку шагом, работа в глубоком песке (в меру) для укрепления мышц спины и задних ног. Длительные медленные дистанции также тренируют характер лошади. Перед переходом к следующему этапу подготовки к соревнованиям лошади могут больше месяца выполнять только шаговые тренировки.
Второй этап — специальная подготовка и развитие «хода» лошади. Когда создан хороший мышечный и аэробный фундамент, добавляется работа над движениями, чтобы научить лошадь двигаться быстрее, сохраняя стабильный пульс. Лошадь на каждой тренировке также ходит шагом 1-1,5 часа; эта базовая часть никуда не уходит. Но добавляется работа на галопе (кентере). Постепенно увеличиваем объем галопа до 10 км в день. Важно внимательно следить за скоростью. Сначала работаем галопом на скоростях 16-17 км/ч, далее постепенно повышаем скорость до 20 км/ч. Важно в этот период поставить лошадь на «ход» (в основном это касается молодых лошадей, так как взрослые уже знают, что это такое). Это когда лошадь двигается равномерно, не сбавляя и не увеличивая скорость, при этом расслабляется и делает очень экономичные движения, благодаря чему ее мышцы устают меньше.
Третий этап — основная подготовка к соревнованиям, длится от двух месяцев до полугода в зависимости от дистанции. Делаем работу на темпе — лошадь пробегает отрезок 5-10 км в устойчивом темпе, как я уже говорила, на «ходу». Начинаем со скорости 16 км/ч, увеличиваем до 21 км/ч (достаточно быстрый темп, на грани анаэробного порога), затем интервальные тренировки, или анаэробный режим. Два раза в неделю делаются ускорения на высоких скоростях, чтобы пульс достиг анаэробной зоны. И, наконец, прикидки — имитация соревнований. Их можно делать как на домашней трассе, так и в условиях реальных стартов. То есть проводятся длительные тренировки (от 40 до 120 км в зависимости от целей и планируемой дистанции) в том темпе, с которым планируется бежать на соревнованиях. Это проверка всего: состояния лошади, времени восстановления, мышц, метаболизма, амуниции, — готовности всадника и лошади к соревнованиям. В тренировочном процессе проводится несколько таких прикидок. Я однажды насчитала, что мы сделали семь прикидок с моей лошадью при подготовке к соревнованиям.
И всё же выделю отдельно четвёртый этап — подводка непосредственно к выступлению и восстановление. За одну-две недели до старта нагрузка снижается, чтобы лошадь подошла к старту свежей и отдохнувшей. На этом этапе проводятся короткие, легкие работы, преимущественно шагом, чтобы снять усталость, но сохранить тонус мышц и пиковую форму.
— Расскажите о Ниацине – вашем боевом партнере. Какой он породы, приобретали ли вы эту лошадь специально для пробегов? Как выбирали?
— Ниацин арабской породы, русского происходждения. В его родословной Друг и Наука — одно из лучших сочетаний в пробежном разведении. Ему 10 лет, он только входит в пик своей формы. Эта лошадь в нашей команде четыре года. Казалось, еще недавно он делал свои первые квалификационные соревнования, а сегодня он уже чемпион на самой значимой дистанции 160 километров, время летит! Выбирали его целенаправленно для пробегов. Его отличало то, что он всегда хотел бежать. Мне кажется, я вообще никогда не видела его уставшим или в плохом настроении.
— Какой он по характеру? Что любит больше всего, и что у него лучше всего получается?
— Мы ласково называем его Няша. И у нас уже сложился слоган про него: «Няша — безумие и отвага». Это точно про него. Выпучит глаза и пошел! Он настоящий боец, и он по-настоящему любит пробеги. В нем ты никогда не сомневаешься и знаешь, что он пойдет до конца и выйдет за пределы лошадиных возможностей. Лучше всего у него получаются скаковые финиши за победу, он уже не раз это доказал. На дистанции 160 км он тоже выиграл скаковой финиш. Я потом смотрела отчет по часам Garmin, где была указана максимальная скорость — 64 км/ч. Когда у лошади после пройденных 160 км есть силы, а главное — желание бороться за финиш на просто запредельных скаковых скоростях, это что-то невероятное. Это не только грамотный тренинг, это — характер, это — сила духа. Любит больше всего он, наверное, свободу и просторы Кавказа. И еще, мне кажется, что он любит человека. На дистанции это особенно чувствуется. Ведь лошади побеждают только ради нас: им то не нужны эти медали, они выкладываются для нас.
— Сколько лошадей обычно в работе у топового спортсмена-пробежника? Как часто они могут стартовать в сезоне?
— Это интересный вопрос. Для себя я вывела формулу, что на одного всадника нужно по две лошади каждого года рождения, поэтому каждый год я присматриваю перспективных жеребят. Но количество — не равно качество. Поэтому тут нельзя вывести какое-то среднее значение. Тем более, в нашем понимании лошади делятся на молодых (которые делают свои первые квалификации на 40-80 км), подрастающих (которые уже выходят на дистанции 100 и 120 км, но пока что на низких скоростях), основной состав (которые борются за победы на дистанциях 120 и 160 км). Чтобы охватить все крупные старты в сезоне, всаднику необходимо 3-4 лошади основного состава. Ответить на вопрос, как часто они могут стартовать в сезоне, тоже не так просто. У каждого тут свой подход. На мой взгляд, лошадь основного состава может делать одну скоростную гонку в сезоне или максимум две — при условии, что они разнесены по времени. Например, весной и осенью, с перерывом между ними в 5-6 месяцев. Здесь мы говорим о скоростных гонках на победу на дистанциях 120 и 160 км.
Почему так? В процессе подготовки к соревнованиям лошадь несет колоссальные нагрузки. Это огромная нагрузка на ноги, сердце, печень и другие метаболические процессы. Соревнования — это дополнительный уровень стресса и особенно большая нагрузка. Даже если на первый взгляд лошадь перенесла соревнования отлично (у нее ровные движения, ноги без отеков, нет мышечных зажатостей и хорошее настроение), она все равно получила микротравмы. Эти микротравмы в сочетании с дополнительной нагрузкой могут привести к серьезным рискам и серьезным травмам. Поэтому надо дать лошади время на восстановление. Есть такой термин, как усталость металла, когда мотоцикл долгое время едет и всё отлично, а потом разваливается в один день на части. Мне кажется, у живых существ точно также.
Лошадь — это живое существо. У них бывает такое же «выгорание», как и у нас. Лошадь должна отдохнуть, в том числе ментально. Она должна соскучиться по пробегам. Например, лошади, на которых я стартую на Чемпионате России на 160 км (а он традиционно проходит в середине сезона, в июле), уходят отдыхать до следующего сезона, потому что последующие гонки, на мой взгляд, уже слишком близко. А лошади, на которых я стартую весной, готовятся еще на один старт осенью, так как они успевают восстановиться должным образом. Это моё мнение, далеко не все думают также. Но я замечаю, что лошади, которые стартуют слишком часто, в итоге травмируются. А это уже другое время и на лечение и на восстановление.
Что касается молодых лошадей и подрастающих — думаю, что они могут делать до четырёх стартов в год, соответственно, на небольшие дистанции и с невысокими скоростями.
В источнике