Академия молодых всадников с Франке Слотаком: «Не усложняй, делай ровно столько, сколько необходимо»
Академия молодых всадников с Франке Слотаком: «Не усложняй, делай ровно столько, сколько необходимо»
Спортсмены, отобранные для участия в программах Академии молодых всадников (YRA) в 2023 году, приехали на свою первую тренировку в конноспортивный центр Пилберген в Нидерландах, где Франке Слотак, чемпион Олимпийских игр 1988 и 1996 годов в командном зачёте, дал несколько советов талантливым молодым конкуристам.
«В первую очередь мы займёмся отработкой тех моментов в вашей езде, которые, на мой взгляд, могли бы облегчить вам жизнь, – объяснил Слотак. – Быть в составе Академии – большая честь для любого молодого спортсмена, и вы должны использовать этот шанс по максимуму для своего развития. Очень важно оставаться открытыми к новым знаниям, так мы расширяем собственные рамки и можем стать лучшей версией себя. Я тренирую в том числе и выездковых лошадей, я знаю, как поставить пиаффе, пассаж, пируэт, и я бы посоветовал и вам научиться этому. Если вам когда-нибудь выпадет шанс поездить на выездковой лошади, воспользуйтесь им, просто чтобы прочувствовать движения».
«Верховая езда – это в первую очередь лошадь, не тренер. Вы учитесь не у меня, вы учитесь у своей лошади, – продолжил Слотак. – Я могу что-то подсказать, указать на моменты, которые помогут вам думать по-другому, но верховой езде учатся у лошади. Поэтому так важно, особенно для молодого всадника, иметь ‘школьного учителя’ – хорошую лошадь, у которой вы можете учиться. В наши дни появляется все больше и больше тренеров, но многие тренеры никогда не сидели на правильно выезженной лошади. Как эти люди собираются учить других ездить верхом, если они сами не понимают, что должен чувствовать всадник?»
Искусство верховой езды – это умение найти подход к своей лошади. Как всадник, вы должны уметь правильно оценить её возможности и понять, какая работа потребуется, причём не только физическая, но и психологическая. Только так вы правильно составите тренировочный план. Вы должны быть на равных с лошадью, не считать себя выше, но и не ниже – на одном уровне».
«Нужно научиться чётко объяснять лошадям, чего мы ходим достичь в конечном итоге, – поясняет Слотак. – Я считаю, что многие проблемы возникают из-за того, что лошади не понимают, о чём их просят всадники. Когда я доходчиво объясняю задачу, лошадь легко меня понимает. Работа должна быть логичной и последовательной; тогда у лошадей не возникает проблем. Вам должно быть легко ездить. Мы, люди, думаем, что мы умнее лошадей, но мы очень любим всё усложнять. Животные понимают только чёрное и белое, хорошо и плохо, – замечает Слотак. – Нужно сотрудничать с лошадьми, это должно быть главной целью с самого начала».
Работайте над движениями
«В наши дни мы стали забывать, как важна правильная манежная работа, – продолжает Слотак. – Для всадника необходимо поддерживать свою лошадь в хорошей форме и стараться развивать её физически – вот что должно быть в центре внимания. Чем лучше будут движения лошади, тем дольше она будет здоровой. Всё как у людей: когда мы чувствуем себя хорошо, чувствуем себя здоровыми, мы можем делать больше».
«Если вы хотите достичь вершин спорта, работа должна быть направлена на развитие лошади как физически, так и психологически, – считает Слотак. – Работая над движениями, вы развиваете всё тело в целом, а это помогает дольше сохранять здоровье, и у меня есть масса примеров этого. Если правильно работать над движениями и балансом, организм естественным образом оздоравливается. Научитесь вызывать правильные реакции, работайте над импульсом, настройтесь с лошадью на одну волну, ведите лошадь. Чем меньше усилий, тем лучше, но нужно довольно упорно работать, чтобы достичь результата. Это может звучать противоречиво, но попробуйте ‘поиграть’ с этим, вы поймёте, о чём я. Лошадь должна понять, чего вы хотите от неё; ездить верхом на самом деле очень просто».
«Я стараюсь развивать во всадниках чуткость, чтобы они были более сосредоточенными на мелочах в посадке. Это важно, чтобы контролировать движения, – продолжает Слотак. – Нужно учиться чувствовать лошадь; если вы чувствуете, как двигается ваша лошадь, вы можете контролировать это движение, делать его лучше. Когда ваша лошадь сбалансирована и внимательна, ей легко двигаться по маршруту и сотрудничать со всадником. Одна голова хорошо, а две лучше; очень важно наладить партнёрские отношения с лошадью, знать, как ваша лошадь поведёт себя в той или иной ситуации. Манежная работа должна быть интересна лошади, как игра. Я предлагаю лошади задачу и смотрю, как она будет реагировать на неё. Когда вы знаете свою лошадь и то, как она вам отвечает, появляется больше возможностей. Вы можете действовать на опережение, можете быстрее среагировать в разных ситуациях. Такие моменты о своей лошади должен знать каждый всадник. Если вы чувствуете свою лошадь, вы понимаете, когда можно просто ждать, что барьер сам придёт к вам, не паниковать, не дёргать и не пинать, потому что вы знаете, как будет действовать ваша лошадь. Чем больше у вас пространства для действий, тем больше вы сможете помочь своей лошади».
Внутренняя нога, внешней повод
В начале тренировки Слотак просил всадников встать на вольт вокруг него. «Я бы хотел, чтобы мы начали с шага по вольту. На шагу и рыси используйте только внутреннюю ногу, – объяснил он. – Хорошо, что мы сейчас в манеже, тут есть стены, которые помогают лошади согнуться в боку. На шагу нам особенно важен ответ лошади. Когда вы прикладываете ногу, лошадь должна ответить. Научите лошадь не уходить от давления, а принимать его. Когда получите правильный ответ ездой налево, повторите упражнение ездой направо. Не используйте оба шенкеля одновременно. Когда мы одновременно воздействуем двумя шенкелями, у лошадей часто возникает реакция ‘замри’, при работе только одной ногой в моменте такого не происходит.
«Это как раз про то, как почувствовать ответ лошади. На шагу и рыси я работаю внутренней ногой на внешний повод, как на плече внутрь, – продолжает Слотак. – А на галопе наоборот: я использую только внешний шенкель, потому что хочу, чтобы моя лошадь сгибалась внутрь, чтобы перенести вес на задние ноги. Удерживая контакт внешним поводом на галопе, вы можете сделать очень маленький вольт, почти пируэт, но это требует от лошади максимального сбора. Лошади приходится поднимать переднюю часть туловища и переносить вес как можно больше назад, вот тут как раз и нужно максимально потрудиться… Однако важно выполнять это упражнение на прямой лошади, не сгибать её слишком сильно. Когда лошадь выпрямлена, ей требуется больше сил, нужно работать над этим. Нужно, чтобы у лошади были сильные скакательные суставы – это самая уязвимая часть наших лошадей, но именно на них приходится значительная часть веса всадника. В природе лошади держать свой вес на передних ногах, но чтобы нести вес всадника и прыгать, их задние ноги должны быть сильными».
Контролируйте, но не задерживайте движение – двигайтесь вместе с лошадью
«Для лошади работа должна быть игрой, – снова подчеркнул Слотак, как важно поддерживать интерес лошади к работе. – Очень важно, чтобы и лошадь, и всадник получали удовольствие от того, что они делают. Я всегда говорю, что соревнования – это игра, и я хочу играть в эту игру. Когда лошадям нравится то, что они делают,
всё становится проще; они работают в удовольствие. Главное – позитивной настрой, заряжайте им лошадь. Мы должны дать понять нашим лошадям, что мы стараемся помочь им во всём, что делаем.
«Так бывает, что всадник мешает движению, не сошлись характером с лошадью или ещё что-то, причин может быть много. Однако борьбы быть не должно, речь всегда должна идти о сотрудничестве с лошадью, нужно быть вместе с ней, как бы то ни было. Даниэль Дойссер и Катрин Эккерман – прекрасные примеры всадников, которые проходили путь со своими лошадьми от первых стартов до уровня Гран-при. Какой бы ни была лошадь, они шли с ней до конца», – отмечает Слотак.
Несмотря на то, что манежная работа – это часто про контроль, мы не говрим тут о ограничении лошади, – объясняет Слотак. – Всё, что вы задумали сделать, нужно делать в позитивном ключе, создавая движение вперёд, не назад. Сначала нужно создать движение, чтобы потом сократить. Однако в то же время мы должны уметь контролировать движение, чтобы добиться лучшего баланса, а это всегда начинается с задних ног».
«Я много раз видел, что люди считают, что проблема со ртом лошади, поэтому они меняют железо… – размышляет Слотак. – Иногда может быть трудно, тут важно не торопиться и не менять что-то, веря, что это заменит работу. Иногда нужно просто больше времени, и смена железа тут не поможет. Поступательная работа над всем телом в конечном итоге меняет и ощущение в руке. Возможно, на турнирах есть смысл использовать более строгое железо, но в обычной работе вам не стоит переходить на строгое железо, только чтобы сделать работу ‘проще’. Помните: не усложняй, делай ровно столько, сколько необходимо».
«Кстати, для меня правильная посадка для работы с лошадью – выездковая посадка. Почему выездковые всадники никогда не ездят в облегчённой посадке? Потому что это невозможно! Либо они глупые, либо мы, но, на мой взгляд, вы можете правильно управлять лошадью только тогда, когда у вас правильная посадка».
Разные школы
«Чтобы понять разницу между школами верховой езды, мы должны обратиться к истории, – уверяет Слотак. – Вообще мы должны быть благодарны заводчикам, они делают для нас огромную работу. Сейчас очень много лошадей по-настоящему высокого уровня. Грамотное разведение помогает всадникам, но в то же время делает их ленивыми: когда у всадника слишком хорошая, талантивая лошадь, ему может показаться, что не нужно работать над собой, потому что и так можно легко прыгать».
«Если же оглянуться назад и взять, к примеру, американский стиль езды: он основан на особенностях чистокровных лошадей. Им не нужно было много импульса, но им нужен был контроль – вот почему мы видим американцев в облегчённой посадке практически без ноги. Рассмотрим английский или ирландский стиль: он основан на охоте – вышли в поле и поскакали. Немецкая же школа основана на езде на крупных, тяжёлых, не горячих лошадях, но у таких лошадей есть преимущество: чем больше вы работаете, тем больших результатов можете добиться. Раньше я считал лучшими лошадьми французов: они достаточно горячие, у многих была хорошая техника, они не были пугливыми, но всё это делало французскую верховую езду ленивой. Чем больше могут лошади, тем меньше приходится работать нам, всадникам! Иначе говоря, вы можете быть бесконечно талантливы, но без упорного труда результатов не будет.
«Раньше считалось, что у лошадей французского разведения плохой рот. А почему? От природы ни у одной лошади не бывает плохого рта, но если вы будете работать неправильно, любая лошадь станет тугоуздой. Для меня самой приятной ездой всегда казалась итальянская. У них прекрасный стиль, и я начал задаваться вопросом, почему? И понял: Италия не конная страна, они не разводят лошадей, они покупают их в Германии, Ирландии и Нидерландах, но покупают таких лошадей, которые им подходят».
«Иногда деньги решают, но хороший всадник всегда найдёт выход, – продолжает Слотак. – Я люблю говорить: ‘Вы можете закопать топ-всадника под землю, но он всё равно вылезет наверх’. Конечно, если вы можете купить лучших лошадей, это облегчает жизнь. В начале своей карьеры, когда я работал у Пауля Шокемюле вместе с Отто Беккером и Людгером Бербаумом, я как-то спросил Пола, почему другим всегда достаются лошади лучше. Я тогда был расстроен, но Пол сказал: ‘Мы профессиональны, ты лучший всадник, а другим нужны лошади получше’. Такова была его позиция: если ты профессионал, тебе нужно уметь работать с любой лошадью, ты должен уметь найти подход к самым разным лошадям и всё время начинать с основ».
Ещё раз об основах
«Раньше было трудно выигрывать, и теперь трудно выигрвать – ничего не поменялось, – смеётся Слотак, когда его спрашивают, как на его взгляд изменился конный спорт за столько лет. – Конечно, различия есть, но зачем всё усложнять? Нужно жить в настоящем. Если хочешь побеждать сегодня, не нужно оглядыватся назад в прошлое и не нужно думать о том, как оно будет в будущем. Прошлое прошло, нужно смотреть вперёд, думать, что можно улучшить, и работать над этим».
«Тем не менее я думаю, раньше конный спорт был лучше, потому что спортмены могли уделять больше времени лошадям, – говорит Слотак. – В наши дни так много турниров, много разъездов, что лошади даже не успевают достаточно вырасти, как уже выступают. Многие всадники мало работают дома, они хотят только ездить на соревнования и думают, что это прибавит лошади опыта. Но это не так – лошадям нужно больше качественных тренировок и больше времени, поэтому я не устану говорить об основах молодым спорстменам. Если у вас правильная посадка, есть чувство лошади, вы умеете работать с движением и балансом, делать езду легче, всё это поможет вам понимать лошадь. Это то, что я пытаюсь донести до молодых спортсменов: работайте над базой».
В источникеСпортсмены, отобранные для участия в программах Академии молодых всадников (YRA) в 2023 году, приехали на свою первую тренировку в конноспортивный центр Пилберген в Нидерландах, где Франке Слотак, чемпион Олимпийских игр 1988 и 1996 годов в командном зачёте, дал несколько советов талантливым молодым конкуристам.
«В первую очередь мы займёмся отработкой тех моментов в вашей езде, которые, на мой взгляд, могли бы облегчить вам жизнь, – объяснил Слотак. – Быть в составе Академии – большая честь для любого молодого спортсмена, и вы должны использовать этот шанс по максимуму для своего развития. Очень важно оставаться открытыми к новым знаниям, так мы расширяем собственные рамки и можем стать лучшей версией себя. Я тренирую в том числе и выездковых лошадей, я знаю, как поставить пиаффе, пассаж, пируэт, и я бы посоветовал и вам научиться этому. Если вам когда-нибудь выпадет шанс поездить на выездковой лошади, воспользуйтесь им, просто чтобы прочувствовать движения».
«Верховая езда – это в первую очередь лошадь, не тренер. Вы учитесь не у меня, вы учитесь у своей лошади, – продолжил Слотак. – Я могу что-то подсказать, указать на моменты, которые помогут вам думать по-другому, но верховой езде учатся у лошади. Поэтому так важно, особенно для молодого всадника, иметь ‘школьного учителя’ – хорошую лошадь, у которой вы можете учиться. В наши дни появляется все больше и больше тренеров, но многие тренеры никогда не сидели на правильно выезженной лошади. Как эти люди собираются учить других ездить верхом, если они сами не понимают, что должен чувствовать всадник?»
Искусство верховой езды – это умение найти подход к своей лошади. Как всадник, вы должны уметь правильно оценить её возможности и понять, какая работа потребуется, причём не только физическая, но и психологическая. Только так вы правильно составите тренировочный план. Вы должны быть на равных с лошадью, не считать себя выше, но и не ниже – на одном уровне».
«Нужно научиться чётко объяснять лошадям, чего мы ходим достичь в конечном итоге, – поясняет Слотак. – Я считаю, что многие проблемы возникают из-за того, что лошади не понимают, о чём их просят всадники. Когда я доходчиво объясняю задачу, лошадь легко меня понимает. Работа должна быть логичной и последовательной; тогда у лошадей не возникает проблем. Вам должно быть легко ездить. Мы, люди, думаем, что мы умнее лошадей, но мы очень любим всё усложнять. Животные понимают только чёрное и белое, хорошо и плохо, – замечает Слотак. – Нужно сотрудничать с лошадьми, это должно быть главной целью с самого начала».
Работайте над движениями
«В наши дни мы стали забывать, как важна правильная манежная работа, – продолжает Слотак. – Для всадника необходимо поддерживать свою лошадь в хорошей форме и стараться развивать её физически – вот что должно быть в центре внимания. Чем лучше будут движения лошади, тем дольше она будет здоровой. Всё как у людей: когда мы чувствуем себя хорошо, чувствуем себя здоровыми, мы можем делать больше».
«Если вы хотите достичь вершин спорта, работа должна быть направлена на развитие лошади как физически, так и психологически, – считает Слотак. – Работая над движениями, вы развиваете всё тело в целом, а это помогает дольше сохранять здоровье, и у меня есть масса примеров этого. Если правильно работать над движениями и балансом, организм естественным образом оздоравливается. Научитесь вызывать правильные реакции, работайте над импульсом, настройтесь с лошадью на одну волну, ведите лошадь. Чем меньше усилий, тем лучше, но нужно довольно упорно работать, чтобы достичь результата. Это может звучать противоречиво, но попробуйте ‘поиграть’ с этим, вы поймёте, о чём я. Лошадь должна понять, чего вы хотите от неё; ездить верхом на самом деле очень просто».
«Я стараюсь развивать во всадниках чуткость, чтобы они были более сосредоточенными на мелочах в посадке. Это важно, чтобы контролировать движения, – продолжает Слотак. – Нужно учиться чувствовать лошадь; если вы чувствуете, как двигается ваша лошадь, вы можете контролировать это движение, делать его лучше. Когда ваша лошадь сбалансирована и внимательна, ей легко двигаться по маршруту и сотрудничать со всадником. Одна голова хорошо, а две лучше; очень важно наладить партнёрские отношения с лошадью, знать, как ваша лошадь поведёт себя в той или иной ситуации. Манежная работа должна быть интересна лошади, как игра. Я предлагаю лошади задачу и смотрю, как она будет реагировать на неё. Когда вы знаете свою лошадь и то, как она вам отвечает, появляется больше возможностей. Вы можете действовать на опережение, можете быстрее среагировать в разных ситуациях. Такие моменты о своей лошади должен знать каждый всадник. Если вы чувствуете свою лошадь, вы понимаете, когда можно просто ждать, что барьер сам придёт к вам, не паниковать, не дёргать и не пинать, потому что вы знаете, как будет действовать ваша лошадь. Чем больше у вас пространства для действий, тем больше вы сможете помочь своей лошади».
Внутренняя нога, внешней повод
В начале тренировки Слотак просил всадников встать на вольт вокруг него. «Я бы хотел, чтобы мы начали с шага по вольту. На шагу и рыси используйте только внутреннюю ногу, – объяснил он. – Хорошо, что мы сейчас в манеже, тут есть стены, которые помогают лошади согнуться в боку. На шагу нам особенно важен ответ лошади. Когда вы прикладываете ногу, лошадь должна ответить. Научите лошадь не уходить от давления, а принимать его. Когда получите правильный ответ ездой налево, повторите упражнение ездой направо. Не используйте оба шенкеля одновременно. Когда мы одновременно воздействуем двумя шенкелями, у лошадей часто возникает реакция ‘замри’, при работе только одной ногой в моменте такого не происходит.
«Это как раз про то, как почувствовать ответ лошади. На шагу и рыси я работаю внутренней ногой на внешний повод, как на плече внутрь, – продолжает Слотак. – А на галопе наоборот: я использую только внешний шенкель, потому что хочу, чтобы моя лошадь сгибалась внутрь, чтобы перенести вес на задние ноги. Удерживая контакт внешним поводом на галопе, вы можете сделать очень маленький вольт, почти пируэт, но это требует от лошади максимального сбора. Лошади приходится поднимать переднюю часть туловища и переносить вес как можно больше назад, вот тут как раз и нужно максимально потрудиться… Однако важно выполнять это упражнение на прямой лошади, не сгибать её слишком сильно. Когда лошадь выпрямлена, ей требуется больше сил, нужно работать над этим. Нужно, чтобы у лошади были сильные скакательные суставы – это самая уязвимая часть наших лошадей, но именно на них приходится значительная часть веса всадника. В природе лошади держать свой вес на передних ногах, но чтобы нести вес всадника и прыгать, их задние ноги должны быть сильными».
Контролируйте, но не задерживайте движение – двигайтесь вместе с лошадью
«Для лошади работа должна быть игрой, – снова подчеркнул Слотак, как важно поддерживать интерес лошади к работе. – Очень важно, чтобы и лошадь, и всадник получали удовольствие от того, что они делают. Я всегда говорю, что соревнования – это игра, и я хочу играть в эту игру. Когда лошадям нравится то, что они делают,
всё становится проще; они работают в удовольствие. Главное – позитивной настрой, заряжайте им лошадь. Мы должны дать понять нашим лошадям, что мы стараемся помочь им во всём, что делаем.
«Так бывает, что всадник мешает движению, не сошлись характером с лошадью или ещё что-то, причин может быть много. Однако борьбы быть не должно, речь всегда должна идти о сотрудничестве с лошадью, нужно быть вместе с ней, как бы то ни было. Даниэль Дойссер и Катрин Эккерман – прекрасные примеры всадников, которые проходили путь со своими лошадьми от первых стартов до уровня Гран-при. Какой бы ни была лошадь, они шли с ней до конца», – отмечает Слотак.
Несмотря на то, что манежная работа – это часто про контроль, мы не говрим тут о ограничении лошади, – объясняет Слотак. – Всё, что вы задумали сделать, нужно делать в позитивном ключе, создавая движение вперёд, не назад. Сначала нужно создать движение, чтобы потом сократить. Однако в то же время мы должны уметь контролировать движение, чтобы добиться лучшего баланса, а это всегда начинается с задних ног».
«Я много раз видел, что люди считают, что проблема со ртом лошади, поэтому они меняют железо… – размышляет Слотак. – Иногда может быть трудно, тут важно не торопиться и не менять что-то, веря, что это заменит работу. Иногда нужно просто больше времени, и смена железа тут не поможет. Поступательная работа над всем телом в конечном итоге меняет и ощущение в руке. Возможно, на турнирах есть смысл использовать более строгое железо, но в обычной работе вам не стоит переходить на строгое железо, только чтобы сделать работу ‘проще’. Помните: не усложняй, делай ровно столько, сколько необходимо».
«Кстати, для меня правильная посадка для работы с лошадью – выездковая посадка. Почему выездковые всадники никогда не ездят в облегчённой посадке? Потому что это невозможно! Либо они глупые, либо мы, но, на мой взгляд, вы можете правильно управлять лошадью только тогда, когда у вас правильная посадка».
Разные школы
«Чтобы понять разницу между школами верховой езды, мы должны обратиться к истории, – уверяет Слотак. – Вообще мы должны быть благодарны заводчикам, они делают для нас огромную работу. Сейчас очень много лошадей по-настоящему высокого уровня. Грамотное разведение помогает всадникам, но в то же время делает их ленивыми: когда у всадника слишком хорошая, талантивая лошадь, ему может показаться, что не нужно работать над собой, потому что и так можно легко прыгать».
«Если же оглянуться назад и взять, к примеру, американский стиль езды: он основан на особенностях чистокровных лошадей. Им не нужно было много импульса, но им нужен был контроль – вот почему мы видим американцев в облегчённой посадке практически без ноги. Рассмотрим английский или ирландский стиль: он основан на охоте – вышли в поле и поскакали. Немецкая же школа основана на езде на крупных, тяжёлых, не горячих лошадях, но у таких лошадей есть преимущество: чем больше вы работаете, тем больших результатов можете добиться. Раньше я считал лучшими лошадьми французов: они достаточно горячие, у многих была хорошая техника, они не были пугливыми, но всё это делало французскую верховую езду ленивой. Чем больше могут лошади, тем меньше приходится работать нам, всадникам! Иначе говоря, вы можете быть бесконечно талантливы, но без упорного труда результатов не будет.
«Раньше считалось, что у лошадей французского разведения плохой рот. А почему? От природы ни у одной лошади не бывает плохого рта, но если вы будете работать неправильно, любая лошадь станет тугоуздой. Для меня самой приятной ездой всегда казалась итальянская. У них прекрасный стиль, и я начал задаваться вопросом, почему? И понял: Италия не конная страна, они не разводят лошадей, они покупают их в Германии, Ирландии и Нидерландах, но покупают таких лошадей, которые им подходят».
«Иногда деньги решают, но хороший всадник всегда найдёт выход, – продолжает Слотак. – Я люблю говорить: ‘Вы можете закопать топ-всадника под землю, но он всё равно вылезет наверх’. Конечно, если вы можете купить лучших лошадей, это облегчает жизнь. В начале своей карьеры, когда я работал у Пауля Шокемюле вместе с Отто Беккером и Людгером Бербаумом, я как-то спросил Пола, почему другим всегда достаются лошади лучше. Я тогда был расстроен, но Пол сказал: ‘Мы профессиональны, ты лучший всадник, а другим нужны лошади получше’. Такова была его позиция: если ты профессионал, тебе нужно уметь работать с любой лошадью, ты должен уметь найти подход к самым разным лошадям и всё время начинать с основ».
Ещё раз об основах
«Раньше было трудно выигрывать, и теперь трудно выигрвать – ничего не поменялось, – смеётся Слотак, когда его спрашивают, как на его взгляд изменился конный спорт за столько лет. – Конечно, различия есть, но зачем всё усложнять? Нужно жить в настоящем. Если хочешь побеждать сегодня, не нужно оглядыватся назад в прошлое и не нужно думать о том, как оно будет в будущем. Прошлое прошло, нужно смотреть вперёд, думать, что можно улучшить, и работать над этим».
«Тем не менее я думаю, раньше конный спорт был лучше, потому что спортмены могли уделять больше времени лошадям, – говорит Слотак. – В наши дни так много турниров, много разъездов, что лошади даже не успевают достаточно вырасти, как уже выступают. Многие всадники мало работают дома, они хотят только ездить на соревнования и думают, что это прибавит лошади опыта. Но это не так – лошадям нужно больше качественных тренировок и больше времени, поэтому я не устану говорить об основах молодым спорстменам. Если у вас правильная посадка, есть чувство лошади, вы умеете работать с движением и балансом, делать езду легче, всё это поможет вам понимать лошадь. Это то, что я пытаюсь донести до молодых спортсменов: работайте над базой».
В источнике